|
По тексту Д. Драгунского «Лузерка» (ЕГЭ по русскому)Существует философская концепция Zeitgeist (Цайтгайст), которая берёт своё название от немецкого слова и обозначает «дух времени». Дух времени — это, буквально, интеллектуальная мода, определяющая стиль мышления своей эпохи. Раз осознав то, как эволюционировала общественная мысль с древних времен до наших дней, невозможно не замечать изменений, происходящих в нашем обществе. Именно этому и посвящён рассказ Д. Драгунского «Лузерка», в котором автор размышляет о влиянии общественного мнения на людей. С первых же строк автор даёт читателю прочувствовать дух времени того общества, в котором живут его герои. Многое здесь изменилось, но слепое следование моде осталось: «Рожать детей уже лет пятнадцать стало совсем не модно…но иметь детей было обязательно, поэтому их усыновляли из бедных стран». В обрисованном писателем обществе люди явно не вдаются в причины того или иного преобладающего мировоззрения. Иметь биологических детей не модно (вероятно потому, что все слышали о перенаселении планеты), но воспитывать детей всё ещё обязательно, т. к. люди не признают друг за другом свободы выбора и права самому распоряжаться своей жизнью. Таким образом, персонажи Д. Драгунского лишь подражают моде. Понимание ими сути общественных проблем остаётся поверхностным. Происходят ли в мире автора качественные изменения? На первых взгляд — да. Ведь в этом мире феминитивы прочно закрепились в русском языке, но видимости женщин в обществе от этого не прибавилось: социум лишь навязал им иную гендерную модель поведения, на этот раз — поменяв их местами с мужчинами. Потребительское отношение к жизни (дети, «травмированные» устаревшими гаджетами) и оценочное мышление («лузерка») остаются прежними. Колёса крутятся, но общество стоит на месте. Таким образом, общественное мнение не только продолжает довлеть над людьми и лишать их свободы выбора, но и практически остаётся неизменным. Два приведённых выше примера-иллюстрации показывают роль общества в личной жизни людей, которая всё ещё велика. Люди прислушиваются к модным веяниям в вопросах семьи и работы, обращаются к социуму в поисках вечных ценностей, но находят там лишь гедонизм и эгоцентризм. Авторская позиция заключается в обличении инфантильности своих героев, не желающих качественно изменить мир вокруг себя, а лишь подчиняющихся без лишних раздумий общественному мнению. В рассказе Драгунского общество выступает в качестве диктатора, извращающего человеческую мысль, стремящуюся в будущее. Я согласна с позицией автора, но меня не покидает надежда, что выдающиеся общественные деятели современности в будущем смогут оказывать большее влияние на доминирующие мыслительные тенденции в социуме. В конце концов, если Г. Гегель прав, и ни один человек не способен перегнать своего времени, это ещё не значит, что мы должны оставить попытки преобразовать мир, в котором мы живем, к лучшему. Таким образом, общественное мнение всё ещё играет важную роль в жизни современных людей и, порой, лишает их свободы мысли и выбора. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|