Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Отличительные черты поэзии Фета (ЕГЭ по литературе)

Проходя по коридорам картинной галереи, мы, не глядя на подпись, узнаем широкие мазки Ван Гога, а решительные звуки нижнего регистра фортепиано — визитная карточка музыки Рахманинова. Гораздо труднее заметить какие-либо особенности литературного творчества поэтов, но все же попытаемся разобраться: что может служить отличительными чертами в лирике Афанасия Фета?

Даже поверхностное прочтение нескольких стихотворений позволяет понять, что особое место в творчестве Фета занимает природа, будь то философские размышления, тема любви или непосредственно пейзажные мотивы. Царство флоры и фауны в его стихотворениях неотделимо от человека и составляет с ним единое целое. Явления природы в лирике Фета подобны смене душевных состояний, словесные пейзажи вторят чувствам лирических героев. Особенно это заметно на примере стихотворения «Шепот, робкое дыханье...»: в нем едины робкое дыханье и трели соловья, а слезы и лобзания перекликаются с зарей.

Описание природных явлений сопутствует описанию душевного состояния и в «Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури...»: сначала мы наблюдаем весьма мрачный пейзаж:

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами,

Ни огня на земле, ни звезды в овдовевшей лазури...

Затем ему на смену приходит изображение человеческих переживаний:

Никого! Ничего! Даже сна нет в постели холодной,

Только маятник грубо-насмешливо меряет время.

И мы видим, что мир живого и неживого в лирике Фета един и пребывает в состоянии совершенной гармонии.

Но рассмотрим подробнее, с помощью каких средств поэт рисует словесные картины. Можно заметить, что большинство стихотворений пейзажной тематики совмещают в себе также лирику любовную или философскую, а если и представляют собой образец чисто пейзажной лирики, то скорее напоминают короткие мимолетные зарисовки. Не каждый поэт позволяет себе быть лаконичным, но Фет, используя, казалось бы, несущественные детали, передает картины необыкновенно выразительно. Обратимся к стихотворению «Месяц стеклянный плывет по лазурной пустыне...»: описание пейзажа занимает в нем всего три строки:

Месяц стеклянный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней...

...Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Несмотря на это, возникающий по прочтении мысленный образ ярок, он вмещает в себя и «лазурную пустыню», и «длинные тени».

Еще более характерным примером будет являться уже упомянутое стихотворение «Шепот, робкое дыханье...». Состоящее лишь из назывных предложений, оно представляет собой череду сменяющих друг друга динамичных образов. «Свет ночной, ночные тени, тени без конца» — ни одного эпитета или глагола, но этими семью словами Фет изобразил живой пейзаж. Поэт не прибегает к обилию средств художественной выразительности, находя новые способы представления, и образность — одна из характерных черт его стиля.

Обобщая, можно сказать, что наиболее яркими особенностями лирики Фета являются единство человека и природы и воздействие на читателя при помощи образов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.