|
Обыватели в русской литературе (ЕГЭ по литературе)Зачастую обывателями называют людей с мещанскими, ограниченными взглядами, но отрицательную окраску это слово приобрело после революции, а до, так именовались обычные горожане, хотя в произведениях А. П. Чехова оно имеет как раз первое, отрицательное значение. Писатель не раз называл мещанство «страшным злом», он считал это явление омертвлением человеческих душ, погружением в тину «обывательщины». Многие классики русской литературы, подобно Чехову, на страницах своих произведений раскрывали комичность пустоту подобного типа людей, описывали их быт и нравы. Так, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», принадлежащей перу Н. В. Гоголя, читателю открывается обывательская сторона жизни малороссийского уездного городка. Миргород кажется идеальным местом, где все хорошо, даже большая лужа на площади. Приторность, с которой рассказчик описывает это местечко, начинает вызывать отвращение уже с первых строк. Так же, как в чеховском рассказе «главной достопримечательностью» уездного города является семья Туркиных, здесь подобную роль символа стабильности и процветания городка играют Иван Никифорович и Иван Иванович. Только в гоголевской повести нет ни одного светлого образа и как оставались герои до своей ссоры глупыми обжорами, так и после остались ими, только прибавилась к прочим их порокам непомерная злоба друг на друга. В чеховском же рассказе, образ доктора Старцева в начале весьма положителен, но та же глупость и то же «обжорство» обывателей, окружающих героя, делают его ничем не лучше гоголевских персонажей. Обывательская жизнь показана и в романе И. С. Шмелева «Лето Господне», но здесь быт и нравы патриархальной купеческой семьи, описываемые от лица маленького мальчика, предстают в совершенно ином свете. Никому не придет в голову назвать тихий, традиционный, размеренный уклад жизни героя мещанским и пошлым, в то время, как эти эпитеты вполне подойдут для описания мира чеховских героев, тем не менее их неспешность, любовь к вкусной и сытной еде, отсутствие исключительности — это всё черты «обывательщины». Но в произведении Шмелева этим «порокам» противопоставлена чистая и искренняя вера, у героев есть духовный стержень, не позволяющий им опуститься, которого так не хватает персонажам «Ионыча». Обновлено: Опубликовал(а): SERIOUSMARIA Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|