|
Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (ЕГЭ по литературе)История бегства Мцыри из монастыря в одноимённом произведении М. Ю. Лермонтова завершается трагически. Одна из причин такого финала лежит на поверхности — это инфантильность и безрассудность главного героя, а другая причина видна не сразу — это неотвратимость судьбы. Давайте разберёмся в этом подробнее. Для начала нужно сказать, почему же вообще он решил бежать. Из небольшой экспозиции мы узнаём, что Мцыри не всегда жил в монастыре, а ещё будучи маленьким мальчиком был привезен генералом из Тифлиса. Мцыри всегда чувствовал, что место, в котором он оказался — это не его дом, и что сам он проживает “не свою” жизнь. Он любовался видами Кавказа и мечтал попасть туда, попасть в дикие места к вольным людям. Находясь в монастыре, это было невозможно осуществить. Монастырь стал для героя настоящей тюрьмой. К тому же Мцыри очень отличался от монахов, которые его воспитывали. Можно вспомнить хотя бы момент из его “исповеди”. Он вспоминал, как монахи боялись грозы и прятались от неё. Сам же Мцыри наслаждался этим природным явлением, говорил, что он “брат” бури. Здесь мы видим ярчайший контраст, который показывает, что Мцыри и окружающие его люди совершенно разные: монахи живут в своём мире, отгородившись стенами от всего, а Мцыри чувствует себя частью природы, хочет воссоединения с ней, а значит, хочет свободы. Становится ясно, что единственный выход — это побег. Как только Мцыри сбегает, действительно кажется, что у него всё получится. Он полностью отдаётся природе, наслаждается пением птиц и журчанием ручьёв. Также демонстрируются и прекрасные романтические пейзажи, которые олицетворяют идеальный мир героя: реки, поля, леса и горы, которые так и манят своим величием. И тут мы можем наблюдать проявление первой причины неудачного побега — безрассудство и максимализм Мцыри. Попав на волю, он “бросается в омут с головой”, упивается всеми возможными дарами природы, даже не думая поберечь силы для дальнейшего путешествия. Не думает он и о другом — о самом пути на родину. Ведь Мцыри попал в монастырь совсем маленьким и просто не имел представления, куда нужно направляться, чтобы попасть в родные места. Он, видимо, считал, что его поведёт душа, но это совершенно не так. Мы видим романтическое двоемирие — столкновение мечты и суровой реальности. И тут становится ясно, что даже если бы Мцыри не пострадал в битве с барсом, он бы всё равно не смог добраться до дома. Но есть и другая, наверное, даже более важная причина — судьба. Влияние судьбы прослеживается даже в самой композиции произведения. Композиция является кольцевой - история началась в монастыре, там же она и закончилась. Как бы Мцыри не пытался побороть судьбу, через какие бы испытания он не проходил, она оставалась несокрушима. Раз ему было суждено попасть в монастырь, значит там он и должен остаться. Так и произошло. Мцыри израненный после сражения с барсом, сам того не зная, выбрался из леса обратно к своей “тюрьме”. Там он и умер с видом на недостижимый идеал — свою родину, Кавказ. Этим автор показывает неотвратимость судьбы, невозможность изменения своей жизненной программы. Таким образом, можно сделать вывод, что история бегства Мцыри завершается трагически главным образом из-за двух факторов — некоторых особенностей его психологии и биографии и роковой судьбы. Как бы он ни старался, финал не мог бы быть другим, ведь исход его побега был заранее предопределён. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Риль Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|