Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (ЕГЭ по литературе)

История бегства Мцыри из монастыря в одноимённом произведении М. Ю. Лермонтова завершается трагически. Одна из причин такого финала лежит на поверхности — это инфантильность и безрассудность главного героя, а другая причина видна не сразу — это неотвратимость судьбы. Давайте разберёмся в этом подробнее.

Для начала нужно сказать, почему же вообще он решил бежать. Из небольшой экспозиции мы узнаём, что Мцыри не всегда жил в монастыре, а ещё будучи маленьким мальчиком был привезен генералом из Тифлиса. Мцыри всегда чувствовал, что место, в котором он оказался — это не его дом, и что сам он проживает “не свою” жизнь. Он любовался видами Кавказа и мечтал попасть туда, попасть в дикие места к вольным людям.

Находясь в монастыре, это было невозможно осуществить. Монастырь стал для героя настоящей тюрьмой. К тому же Мцыри очень отличался от монахов, которые его воспитывали. Можно вспомнить хотя бы момент из его “исповеди”. Он вспоминал, как монахи боялись грозы и прятались от неё. Сам же Мцыри наслаждался этим природным явлением, говорил, что он “брат” бури. Здесь мы видим ярчайший контраст, который показывает, что Мцыри и окружающие его люди совершенно разные: монахи живут в своём мире, отгородившись стенами от всего, а Мцыри чувствует себя частью природы, хочет воссоединения с ней, а значит, хочет свободы. Становится ясно, что единственный выход — это побег.

Как только Мцыри сбегает, действительно кажется, что у него всё получится. Он полностью отдаётся природе, наслаждается пением птиц и журчанием ручьёв. Также демонстрируются и прекрасные романтические пейзажи, которые олицетворяют идеальный мир героя: реки, поля, леса и горы, которые так и манят своим величием. И тут мы можем наблюдать проявление первой причины неудачного побега — безрассудство и максимализм Мцыри. Попав на волю, он “бросается в омут с головой”, упивается всеми возможными дарами природы, даже не думая поберечь силы для дальнейшего путешествия. Не думает он и о другом — о самом пути на родину. Ведь Мцыри попал в монастырь совсем маленьким и просто не имел представления, куда нужно направляться, чтобы попасть в родные места. Он, видимо, считал, что его поведёт душа, но это совершенно не так. Мы видим романтическое двоемирие — столкновение мечты и суровой реальности. И тут становится ясно, что даже если бы Мцыри не пострадал в битве с барсом, он бы всё равно не смог добраться до дома.

Но есть и другая, наверное, даже более важная причина — судьба. Влияние судьбы прослеживается даже в самой композиции произведения. Композиция является кольцевой - история началась в монастыре, там же она и закончилась. Как бы Мцыри не пытался побороть судьбу, через какие бы испытания он не проходил, она оставалась несокрушима. Раз ему было суждено попасть в монастырь, значит там он и должен остаться. Так и произошло. Мцыри израненный после сражения с барсом, сам того не зная, выбрался из леса обратно к своей “тюрьме”. Там он и умер с видом на недостижимый идеал — свою родину, Кавказ. Этим автор показывает неотвратимость судьбы, невозможность изменения своей жизненной программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что история бегства Мцыри завершается трагически главным образом из-за двух факторов — некоторых особенностей его психологии и биографии и роковой судьбы. Как бы он ни старался, финал не мог бы быть другим, ведь исход его побега был заранее предопределён.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.