Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Литература второй четверти XVIII века. Часть 2 (ЕГЭ по литературе)

Насмешка стала едва ли не главным литературным приемом назидательной литературы просветительской эпохи Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков). Поэт и теоретик классицизма А. П. Сумароков в середине XVIII в. создал школу сатирической поэзии, выступив с позиции «просвещенного дворянства» против косности и невежества.

Наибольшей популярностью у современников пользовались басни А. П. Сумарокова (или притчи). Им было написано около 400 басен. Новаторство Сумарокова сказалось в использовании просторечных слов и выражений, афористичности концовок басен.

Кроме того, Сумароковым было создано 9 трагедий и 12 комедий.

Именно жанр комедии, а также комической оперы получает особенное развитие и значение в последние десятилетия XVIII в. Здесь в первую очередь ломаются каноны классицизма, происходит сближение с русской действительностью. Именно в комедии и комической опере находит отражение столь актуальная для того времени — и новая для русского искусства — крестьянская тематика, а затем и купеческая (наиболее значительная «купеческая» пьеса).

Отцом литературной комедии в России был Сумароков. Первые три комедии он написал в 1750 г. В комедиях Сумарокова, написанных в 60-х — начале 70-х гг. усиливается сатирическая и обличительная направленность. Сумароков обличает порядки в судах, дворянскую галломанию, невежество провинциальных помещиков. В комедиях Сумарокова появились отдельные черты русского быта, некоторые персонажи заговорили сочным простонародным русским языком, с использованием народных пословиц и поговорок.

Окружающий поэта мир предстает в стихах в многообразии и сочности красок. И в то же время мир поэта-мыслителя, которого волновали общественные проблемы и сложнейшие вопросы жизни и смерти, человеческой судьбы. Ода «Властителям и судьям» (1789) — одно из самых значительных произведений Державина, в котором поэт гневно обрушался на «земных богов». Ода вызвала неудовольствие при дворе. Выход журнала, где она печаталась, был приостановлен и стихи изъяты. Широкую известность принесла Державину ода «Фелица» (1782), в которой он опять стремился дать образ идеального монарха, но понимал уже, что следует «истину царям с улыбкой говорить».

Мировоззрение Державина было консервативным. Однако он был честен, прямодушен, «горяч и в правде черт», по собственному выражению. Он обладал громадным поэтическим даром и в стихах своих часто бывал много глубже и значительнее, чем в иных высказываниях. У Державина столько великолепных стихов о человеке, о его достоинстве. В оде «Бог» Державин отвергает мысль о ничтожности человека. В каждом человеке — частица бога, «как солнце в малой воде». Никто до Державина не показал так ярко противоречивую сущность человека. Державин хорошо понимал, что достоинство, честь человека — не абстрактные понятия. Что они зависят от места, которое человек занимает в обществе других людей.

Г. Р. Державин подводя, итоги своей поэтической деятельности, подчёркивал: «Ум и сердце человечье были гением моим».

Появление Державина на русской литературной сцене означало, что новая светская литература встанет на ноги.

Н. И. Новиков. Место Новикова в истории русской культуры определяется в первую очередь тем небывалым размахом, который он сумел придать изданию и распространению газеты, журналов и книг.

В деятельности Новикова, в его личности выразились типические черты русского просветителя того времени: лучшие черты — отвращение к помещичьему произволу, сочувствие крестьянам, гуманность, патриотизм, горячая любовь к просвещению — и слабые — вера в «просвещенного монарха», преувеличение роли воспитания в переустройстве общества на началах справедливости, уход от необходимости сделать ясные, последовательные выводы из собственных наблюдений над крепостнической действительностью.

Он уже не представлял себе благополучия страны без облегчения положения помещичьих крестьян. Он выступает против «жестокосердвх» помещиков, с болью и сочувствием рисует ужасное положение крестьян у таких помещиков. Знаменитое «Описание путешествия в… И…Т…», напечатанное в «Живописце» позволят думать, что Новиков не был уверен в существовании такой деревни, крестьяне которой были бы «благополучны»1. Но путь к облегчению положения крестьян он видел в распространении просвещения, в воспитании новых поколений, способных установить справедливые взаимоотношения крестьян и помещиков под властью просвещенного монарха.

В 1775 г. Новиков выпустил свое знаменитое третье издание «Живописца».

В 1777 г. Новиков предпринял издание первого критико-библиографического журнала на русском языке «Санкт-Петербергские ученые ведомости». В нем печатались рецензии, сообщения о новых книгах, картах и других изданиях. Кроме того, читателям было предложено сочинить стихотворные «надписи» к портретам Феофана Прокоповича, А. Кантемира, хкдожника А. Лосенко. Стихи, по мнению самого автора, были неуклюжими. Но для Новикова, напечатавшего их, важно было привлечь внимание к выдающимся деятелям отечественной культуры, возбудить мысль и чувство читателей.

Просветительская в своей основе литература XVIII в., которая вступила с обличением тирании, несла в себе сильное гуманистическое и сатирическое начало и продолжало развивать лучшие традиции и тенденции наметившиеся ещё в XVII в. в творчестве С. Полоцкого, протопопа Аввакума и др. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского классицизма создала образ нового человека — патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности человека и решительного боролась с жестокостями крепостничества, защищала интересы простого народа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.