|
Образ Наполеона (Толстой Лев Н.)Роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир" - одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого столетия. В нем отражено огромное количество проблем того времени. Одной из таких проблем является проблема личности в истории. Толстой на страницах романа не просто показывает различные сражения, но и оценивает своих любимых и нелюбимых героев, излагает свою историческую концепцию и взгляды на вышестоящую проблему. На страницах романа действуют не только вымышленные персонажи, но и реальные исторические личности: Александр I, Наполеон, Кутузов, Барклай де Толи, Багратион и многие другие. В данной работе необходимо проследить, как показан образ Наполеона в романе. Одно из первых действий романа - прием у фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер, на котором главной темой разговора становится французский император Наполеон. Русское общество пытается разглядеть нового соперника. Каждый герой видит Наполеона по-разному. Дядя Пьера, случайно попадающего в модный салон, Наполеон - герой, для А. П. Шерер - тиран, выскочка, узурпатор и убийца, для старшего Болконского - будущий грозный соперник. Более практичный и осторожный Андрей Болконский восхищен гением Наполеона, его блестящими победами в сражениях, его карьерой, но в то же время князь Андрей видит в Наполеоне человека, не все поступки которого заслуживают одобрения. Русские полководцы, кроме прозорливого Кутузова, попросту недооценивают Наполеона. Вспоминая победы Суворова, который не проиграл ни одного сражения и громил всех врагов русской нации, они не видят за этим напыщенным, самовлюбленным, маленьким человеком огромную армию, благодаря которой (по мнению Толстого) возвысился сам Наполеон Бонапарт. Все это явно противоречит исторической концепции Толстого; автор отрицает всякую роль личности в истории и видит исторический процесс как совокупность действий каждого отдельного человека. Писатель отрицает возможность того, что какой-то отдельный человек движет массами, отдает им приказы, распоряжения, и от этого зависит исход сражения. Толстой считает, что в критических ситуациях стихийная, "роевая" сторона жизни человека побеждает, и люди сливаются в огромную массу, в огромный рой (подобно пчелиному), чтобы противостоять врагу. По мнению Толстого, именно потому что Наполеон не видел этого массового начала, не чувствовал духа своего войска, он и проиграл войну России. Наполеон управлял своими солдатами не как людьми, а как средствами достижения своей цели, как деньгами. Накануне важного сражения он говорит: "Шахматы расставлены, игра начинается завтра". В этом, по мысли писателя, и заключалась основная ошибка Наполеона и, наоборот, заслуга Кутузова в том, что он видел в солдатах людей, идущих на смерть (ибо он в романе представлен как мудрый полководец, чувствующий дух войска и знающий, кто выйдет победителем). Взгляды многих героев на Наполеона менялись, и после вторжения его в Россию не было уже ни одного человека, преклоняющегося перед захватчиком. Пьер, так яростно защищавший своего кумира в начале романа, в салоне А. П. Шерер, теперь видит в Наполеоне дьявола. В словах "L'Emperour Napoleon" Пьер видит число дьявола, три шестерки. Ненависть Пьера к Наполеону становится настолько сильной, что он решается убить тирана. Даже в светских салонах имя Наполеона становится крамольным. Были даже введены штрафы за французскую речь. Иное отношение было у русского полководца Кутузова. Он не боялся французского императора, не восхищался им и не испытывал к нему чувства ненависти. Кутузов видел в Наполеоне лишь соперника, врага, которого надо изгнать из страны. Кутузов трезво оценивал поступки Наполеона, следил за каждым его шагом, и в нужные моменты наносил удар по врагу. Кутузов первым сказал, что Бородинское сражение - это победа, в то время как Наполеон тешил себя мыслью, что на каждом убитом французе лежало пять русских. Бонапарт смотрит на вещи слишком поверхностно, победу он видит только в численном превосходстве войск, тогда как Толстой говорит устами князя Андрея, что не вооружение не позиция, не численное соотношение войск решают исход сражения, а тот дух, та сила, которая живет в каждом солдате и поднимает его на борьбу с врагом. Наполеон Бонапарт - отрицательный герой романа. Его походка, движения, фразы глупы и неестественны. Перед ним ползает куча льстецов, готовых на все, лишь бы император потрепал их за ухо. Все ошибочные действия французов приписывает Наполеону, а все победы - мужеству солдат, исполнительности офицеров. Наполеон хотел подчинить себе всю Европу, но чем больше государство, тем им сложнее управлять. И, захватив Москву, Наполеон не знал, что делать, как удержать в руках завоеванное, и поэтому отступил и был разбит. Обновлено: Опубликовал(а): Danik Внимание! Спасибо за внимание.
|
|