|
Добро и зло по произведениям «Идиот» и «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Давайте помучаем себя и в очередной раз зададимся вопросом, на который нет однозначного ответа. Что такое добро и зло с литературной точки зрения? Это два абсолютно противоположных философских понятия, которыми люди оценивают свои поступки, называя их плохими или хорошими. Безусловно, трудно судить художественного героя, если автор не дает критичной оценки его деянию, но всегда можно, опираясь на известные факты, докопаться до истины самостоятельно, а в лучшем случае, действующее лицо, может быть неосознанно, проронит заветные слова и назовет свое «преступление». Думаю, вы уже поняли, что речь пойдет об известном, прогремевшем на весь свет романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Проще всего, да и понятней будет рассмотреть примеры добра и зла на контрастах. Начнем с того, что Родион Романович Раскольников, как человек, совершивший убийство старухи, что уже нельзя назвать ничем другим, кроме как злом, долгое время оправдывал свои намерения, поскольку понимал, правда о его корыстных и эгоистичных побуждениях будет звучать мерзко. «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…», — сказал он в лицо Соне Мармеладовой. Из последней цитаты вытекает ещё одна особенность зла, которую нельзя пропустить. Людям, совершившим нечто ужасное, всегда хочется облегчить свои терзания, передав ответственность за свое злодеяние кому-нибудь ещё. « Угадала?», — прошептал он наконец. Раскольников подвел Соню к мысли о том, кто преступник, он хотел сознаться, раскрыться ей, но сделать это своими устами не мог, трудно было столь сильно ранить невинную душу, безжалостно растоптав ее и так шаткое спокойствие. Но он это сделал, опять же ради себя, ему была любопытна реакция Сонечки, в которой он предполагал отказ от дальнейших встреч и осуждение. Однако, его ожидания не подтвердились. Она и он, добро и зло, две противоположности, столкнувшиеся в чрезвычайных обстоятельствах и соединившиеся навек. После признания Раскольникова Соня нашла в нем нового человека, которому нужна помощь, она стала олицетворением чистого, непорочного добра. «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!», — говорила она, услышав правду, которая не смогла её оттолкнуть. Добрые люди, такие как Соня Мармеладова, всегда поддерживают несчастных, не требуя ничего взамен. Их благородные порывы исходят от сердца и не ослабевают до конца жизни. «Вместе, вместе! — повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, — в каторгу с тобой вместе пойду!». И это не единственный добрый поступок Сони, в свои молодые годы она взяла на себя ответственность за семью отца, который не мог ничего дать своим детям. «Она и желтый то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!..», — говорила про нее Катерина Ивановна. Софья Семеновна – пример самопожертвования во благо близких, на которое способны только добрейшие из добрейших. И эта аксиома не требует доказательств. Бесспорным остается и тот факт, что героя романа Федора Достоевского «Идиот», который был написан в 1868 году за пределами родной страны, заслуженно назвали идиотом. Лев Николаевич Мышкин, как и создатель его образа, долгое время находился за границей, где лечился от загадочной болезни, связанной с нервами. Князь Мышкин с первых минут знакомства удивил семьи Епанчиных и Иволгиных своей необыкновенной манерой поведения. "...совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, бог любит!...", — отзывался о нем Рогожин. Детская наивность, предельная честность, открытость и готовность помочь любому нуждающемуся, вот что сделало его положительным героем в глазах читателей, что также характеризует его как неисцелимого добряка. Примером его благих дел является поддержка Настасьи Филипповны, сбежавшей от собственного жениха накануне свадьбы. У кого же найти пристанище, как не у доброго друга, любящего ее всей душой. «…я её «не любовью люблю, а жалостью»», — описывал Мышкин свои отношения с Барашковой. Настасья Филипповна действительно боялась Рогожина, «Я бы его убила со страху… Но он меня убьет прежде…». И всякий раз, когда в её буйную голову вторгалась мысль об опасности, она искала тихого причала рядом с Львом Николаевичем, который ни одной её просьбе не отказал. Антиподом Мышкина является второй главный герой романа Парфен Рогожин. Его глаза горят злым огнем, вызванным ревностью. Ради необузданных чувств он готов пожертвовать князем, в котором видит соперника, борющегося за сердце Настасьи Филипповны. «Надо предположить, что такое впечатление внезапного ужаса, сопряженного со всеми другими страшными впечатлениями той минуты, — вдруг оцепенили Рогожина на месте и тем спасли князя от неизбежного удара ножом, на него уже падавшего». Дойдя до точки предела, Рогожин едва не совершил необратимого преступления. Злое начало пробудилось от длительного сна, Настасья Филипповна подлила масла в огонь страсти, которая стала для «безумной» женщины смыслом существования. Но могла ли эта «игра» стать причиной убийства? Как написал в своей пьесе Александр Островский: «Так не доставайся же ты никому». Именно, исходя из этого принципа, действовал Парфен Рогожин, когда «тем самым» ножом зарезал Настасью Филипповну. Это самое черное зло за всю историю, описанную в книге. И как у любого злодея, у Рогожина появилось желание кому-то рассказать о случившемся, снять груз нравственной ответственности, легший на его плечи. «Станут меня опрашивать, я расскажу, что я, и меня тотчас отведут. Так пусть уж она теперь тут лежит, подле нас, подле меня и тебя...», — говорил он Мышкину. Убийство есть чернейшее зло, которое может сделать человек, но кроме него существуют и другие, которые так же вредят окружающим, делают им больно. В этом схожи между собой Раскольников и Рогожин, следуя своим эгоистичным побуждениям, они ломают жизни других людей, которые, может быть, не самые прекрасные и добропорядочные, но которые имеют полное право быть частью этого разношерстного мира. Добрые герои тоже имеют свои характерные черты, за которые их и любят. В князе Мышкине и Соне Мармеладовой это открытость, честность, отзывчивость, чистота душевная. Они как никто другой служат примерами бескорыстия, которого порой так не хватает нашему миру. В заключение хочется сказать, что Федор Михайлович Достоевский как никто другой целиком и полностью осветил тему добра и зла, которая всегда остается актуальной по причине своей важности, которую невозможно переоценить. А герои романов стали олицетворением наилучших и наихудших качеств человеческих, благодаря совместному существованию которых мы и можем наблюдать равновесие светлых и темных сил. Обновлено: Опубликовал(а): Varan13 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|