|
Образы родителей в романе-воспитании «Обломов» (Гончаров И. А.)Роман-воспитание — один типов романа-становления, в его основе — повествование, в ходе которого происходит социальное становление личности. В основе такого романа всегда находится повествователь. Черты романа-воспитания мы можем найти в 9 главе 1 части (единственной названной в данном произведении) и в истории Штольца. Здесь очень четко видны все стадии становления личности. Так, например, если мы сопоставим Илюшу Обломова в 7 лет, когда ребенок наблюдает, в 14 лет, когда он пяткой Захару в нос дает, и считает, что это нормально, то это уже совершенно разные герои. Мы понимаем, что и наблюдение, и воспитание, дают свои плоды. Важно также отметить то, что в романе-воспитании всегда есть своя педагогическая идея, носителями которой могут выступать, к примеру, родители. Элементы такого воспитания мы можем найти, например, в комедии «Недоросль». Несмотря на то, что это не роман, но, тем не менее, там есть, например, педагогическая идея, носителем которой является Простакова. Также элементы воспитания можно найти в первой главе романа «Евгений Онегин». В романе «Обломов» носителями педагогической идеи становятся Иван Богданович Штольц (отец Андрея) и Илья Иванович Обломов. Например, педагогической идеей Ильи Ивановича было отношение к труду, а именно — труд считался наказанием. И затем, уже во взрослом возрасте, работу в канцелярии Илья Ильич тоже воспринимал как наказание. Обломова и Штольца воспитывали совершенно по-разному. Обломова, как было уже сказано ранее, не учили трудиться, а наоборот — мальчик с детства считал труд за наказание. Дом Обломовых был похож на дом Простаковых, и сам мальчик рос типичным «Недорослем» — он даже учился точно также, как Митрофан, и к 14 годам научился симулировать болезнь, чтобы не ездить в школу. В Обломовке понимали необходимость обучения, но не хотели учиться. Потому и не особо заставляли Илью Ильича сидеть за книгами. Мальчика не готовили ко взрослой жизни, не учили самостоятельности. Жизнь в Обломовке не менялась годами. Каждый раз, когда рождался ребёнок *цитата 1.3*. Обломова лелеяли, оберегали, не заставляли трудиться. Штольца же воспитывали совершенно иначе — с детства отец приучал Андрея Ивановича к труду и заставлял учиться. Отец Андрея Ивановича спокойно относился к тому, что сын может, например, пропасть на неделю, но очень строго относился к его обучению. Например, после того, как Андрей Иванович несколько дней не появлялся дома отец спокойно ходил по саду и курил трубку. Когда Андрей вернулся, Иван Богданович лишь спросил у сына, сделал ли он перевод, и, услышав отрицательный ответ, сказал, чтобы сын ступал, откуда пришёл, и без перевода не возвращался. Мать же Штольца не одобряла такого воспитания. Она не хотела, чтобы сын вырос типичным немецким бюргером. Для неё идеалом ребенка был Обломов — толстенький, румяный, кудрявый. Мать Штольца относилась к Андрею также, как мать Обломова относилась к Илье. Стоит сказать, что автор иронизирует над “отцами”; он понимает, что именно в таком развитии судеб “детей” виноваты они и их воспитание, привычки, моральные устои, автор однозначно придерживается позиции “детей”. (Можно, наверное, сказать, что Гончаров ироничнее Островского в этом вопросе, но мягче по сравнению с позицией Тургенева) Обновлено: Опубликовал(а): liraoleynikova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|