Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Трагедия Мастера в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)

Интересно, что читатели встречаются с одним из главных героев романа, Мастером, только в 13-й главе, которая называется «Явление героя» (заметьте: «явление», а не, например, «появление»). Это происходит уже после того, как в Москве произошли невероятные события, связанные с пребыванием в столице Воланда и его свиты, после того, как мы познакомились с одной из глав романа Мастера о Понтии Пилате, после того, как стали свидетелями безобразной сцены в Варьете.

И вот на смену визжащей толпе, «адских взрывам хохота», «бешеным криком» и «какому-то невероятному, ни на что не похожему по развязности своей маршу», который приказал «урезать» оркестру «наглый котяра Бегемот», приходят тишина и успокоение клиники Стравинского, клиники для душевнобольных, куда Мастер пришел добровольно четыре месяца назад.

Первые слова, вернее, не слова, а звук, который издает, прикладывая палец к губам, Мастер, звук «Тсс!». Этот призыв к молчанию не просто просьба вести себя тихо, чтобы никто не узнал, что Мастер имеет возможность выходить из своей комнаты, но это, если хотите, сущность его теперешней жизни.

И так, в молчании, живет не только Мастер, так живет страна: боясь, что кто-нибудь что-нибудь услышит и донесет, опасаясь слишком внимательных взглядов, с ужасом ожидая ночных шагов и незваных гостей.

Перед читателями предстает совершенно больной, сломленный человек, отрекшийся от своего имени, от своею труда, долгое время составлявшего смысл его жизни, от своей любви, наконец.

Что же произошло с ним, человеком ещё не старым (ему примерно 38 лет), по образованию историком, знающим пять языков? В чем причина трагедии Мастера?

История, рассказанная им Ивану Бездомному, это история человека, не сумевшего выстоять, не сумевшего сохранить в себе то лучшее, что в нем было, это история человека, сломленного Временем. Ведь дело тут не в критике Латунском или литераторе Мстиславе Лавровиче, которые раскритиковали роман Мастера, назвав его создателя «врагом», «богомазом» и «воинствующим старообрядцем», дело в системе, не позволяющей человеку свободно мыслить, творить, чувствовать. «Всякая власть является насилием над людьми», говорит Иешуа. Не в этом ли одна из причин (может быть, главная) трагедии Мастера.

Можно ли творить, зная, что долгие годы, а возможно, и никогда вообще твой труд не увидят люди? Думал ли сам М. А. Булгаков, создавая «Мастера и Маргариту», что его роман, за который заплачено жизнью, увидит свет только спустя 26 лет после смерти автора (1966 г.)? Разве не является это еще одной причиной трагедии творца?

Мастер, если можно так сказать, «боится мира». Даже наука, которой он занимается, история - наука о прошлом, и это занятие словно помогает ему отринуть настоящее.

Выиграв сто тысяч, он бросает службу в музее, нанимает у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике и начинает сочинять роман о Понтии Пилате.

Эти «домик» и «садик», и «отдельная квартирка» (везде уменьшительные суффиксы) тот крошечный мирок, которым Мастер будто отгораживается от мира окружающего.

Мастер полностью отказался от своего прошлого, он даже забыл имя своей бывшей жены. И вот в этот момент весна «выманила» его на улицу, «необыкновенно пахнущий сиренью мир» вдруг открылся ему в жизни Мастера появилась Маргарита.

Будто любовь уже в самом начале несёт в себе не обещание счастья, а обещание смерти. Любовь, которая сжигает, которая живет вне времени и пространства.

Мастер словно «угадал» Маргариту так же, как он «угадал» свой роман. Именно любимая уговорила Мастера отдать его в редакцию. И вот тут произошла катастрофа, от последствий которой Мастер уже не смог оправиться. Мало того, что роман не напечатали, так каких только оскорблений ни пришлось услышать автору. И вот тут в жизнь Мастера вторгся страх. И тогда Мастер сжигает своё творение.

«Исписанная бумага горит неохотно», листы сопротивляются, как живые, не желая умирать, и пропадают лишь тогда, когда Мастер «яростно добивает их кочергой». Маргарита успевает спасти часть рукописи.

Мастер отказался от своего творения, отказался от любви, пусть даже потому, что Маргарите будет с ним «нехорошо»‚ а значит, отказался от жизни. Тревога и беспокойство, на смену которым приходит тоска, отныне удел Мастера.

Усилиями Алоизия Могарыча, прикинувшегося «любителем литературы»‚ а потом написавшего на него донос, Мастер попадает в заключение.

После того как через несколько месяцев его выпустили, он не нашел для себя иного выхода, как добровольно прийти в лечебницу Стравинского.

Ничего больше не хочет в жизни Мастер, только бы увидеть еще раз любимую. Ему будет дарована такая возможность, а ещё за все его мучения по заслугам и делам его он получит столь долгожданный покой, покой, но не «свет», «света» он «не достоин».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.