|
«Сожженное письмо» Пушкина и «Расстались мы, но твой портрет» Лермонтова (Сравнительный анализ)Темой же стихотворения «Сожжённое письмо» является именно любовь. Оно относится к любовной лирике. Такую же тему поднимает и М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Расстались мы, но твой портрет». Однако, данное произведение — это монолог, исповедь одинокого человека, который уже не видит в былой любви почти ничего хорошего.
Оба стихотворения написаны хореем. Рифмовка в произведении А. С. Пушкина парная, в произведении М. Ю. Лермонтова же перекрестная. Стоит обратить внимание, что в «Сожжённом письме» последняя строчка не имеет рифмы. Также данные стихотворения отличаются по количеству строк — в пушкинском произведении их гораздо больше, тогда как «Расстались мы, но твой потрет» можно отнести к лирической миниатюре.
Оба поэта используют местоимение «я», отождествляя себя с лирическими героями, разделяя тем самым их переживания и боль. «Как долго медлил я, как долго не хотела рука предать огню все радости мои!» — пишет А. С. Пушкин, и мы понимаем, что прощается он вовсе не с письмом, а с тем чувством, что когда-то в нём теплилось, он вырывает его из груди, прощается навсегда со своей былой любовью. М. Ю. Лермонтов, напротив, пишет: «…твой портрет я на груди моей храню…», то есть он не распрощался со своей любовью, она всё ещё мучает его. Однако, данные стихотворения схожи тем, что начинаются с чувства одиночества, они полны страданий. А. С. Пушкин показывает нам печаль и тоску лирического героя с помощью восклицательных предложений и умолчаний. Он передает его настроение эпитетами «бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Даже пепел, оставшийся от письма, он называет «милым». Также и М. Ю. Лермонтов использует подобные эпитеты. Например, «бледный призрак лучших лет», «храм оставленный», «кумир поверженный». Но, что примечательно, поэт сравнивает чувство любви с храмом, а бывшую возлюбленную — с поверженным кумиром, который притом все равно остается богом. Также в тексте встречается метафора «портрет душу радует». Данные средства отображения свидетельствует о глубине чувств поэта. Такая же глубина наблюдается и в стихотворении А. С. Пушкина. «Темные свернулися листы; на легком пепле их заветные черты белеют… Грудь моя стеснилась» — пишет он, и мы понимаем, что лирическому герою тяжело расставаться со своей любовью, однако он делает это, подчиняясь воле возлюбленной.
Таким образом, стихотворение «Сожжённое письмо» — настоящий шедевр русской любовной лирики, полный боли и переживаний. Во многом он схож с произведением М. Ю. Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…», однако если лирический герой Пушкина расстаётся с былой любовью, то герой М. Ю. Лермонтова хранит её до конца. Обновлено: Опубликовал(а): Mr_vain Внимание! Спасибо за внимание.
|
|