|
«Семя желания» Энтони Бёрджесс (Читательский дневник)1. Энтони Бёрджесс 2. «Вожделеющее семя» («Семя желания») 3. Для 11 класса 4. Роман 5. Произведение было написано в 1962 году. В том же году писатель закончил свой знаменитый роман «Заводной апельсин». 6. Действие произведения происходит в далёком будущем (или не слишком далёком). Лондон. 7. Главным героем является учитель истории Тристрам Фокс. У него есть жена — Беатриса-Джоанна. И брат Дерек, к которому он питает презрение и ненависть. Также у него был сын Роджер, который скончался. Он достаточно умён, скептичен, но духом слабоват. Он питает ненависть к приспособленцам, но сам является таким же. Он не может дать страсть своей жене, которая так сильно в этом нуждается. Он как ханжа и педант, давно потерявший вкус жизни. Однако обстоятельства заставляют его изменить свои взгляды, а также отказаться от постоянства и спокойствия. 8. Повествование начинается с того, что Беатрис-Джоанна приходит в контору, где ей сообщают, что её ребёнок Роджер умер и отправлен на удобрение для последующего получения пищи. «Соболезнования в эти дни имели чисто финансовое выражение.» И ей напоминают, что она больше не может иметь детей — государство запрещает, т. к. ведётся контроль над рождаемостью. Всё это делается, чтобы прокормить весь многочисленный народ — продовольствия не хватает, а перенаселение ощутимо. В государстве поощряются однополые отношения. Из-за этого Тристам не получает повышение. Зато его брат Дерек достиг весьма высоких позиций в министерстве, поскольку открыто называл себя геем и вёл себя соответствующим образом. Однако это не помешало ему заниматься любовью с Беатрис-Джоанной. После известия о Роджере она проводит с ним страстный вечер и беременеет. Тристрам рассказывает в школе о трёх фазах, которые двигаются по кругу. Пелагиантство (пелфаза) — первобытного греха нет, человек способен к самосовершенствованию, человеку нужно доверять — он способен достичь спасения. Интерфаза — промежуточное состояние. И августианство (гусфаза) — государство должно применять жесточайшие меры по отношению к человеку, чтобы вернуть его на путь истинный. Тристраму рассказывают о связи его жены и брата. Он разгневанный возвращается домой, но случайно попадает в стычку полиции и рабочих. И его забирают в тюрьму, где он проводит следующие несколько месяцев. В это время Беатрис-Джоана отправляется к своей сестре Мейвис и её мужу Шону в деревню и рожает близнецов. Решает назвать их Тристрам и Дерек. За ней приезжает полиция и увозит из дома. Тристрам сбегает из тюрьмы и видит ужасающую картину на улицах — люди едят мясо, занимаются каннибализмом и прелюбодеянием. Содом и Гоморра. Но Тристрам чётко понимает, что должен увидеть свою жену. Даже после предательства он продолжает любить её. Но, приехав к Шону, он узнаёт, что его жена была увезена полицией, а дети Шона были съедены каннибалами, что сильно пошатнуло веру Шона в Бога, который их защитит. Шон сходит с ума. А Тристрам собирается вернуться в город, но его забирают в армию — подсунув на подпись бумагу. Его отправляют на фронт. Но он чётко ощущает, что всё это иллюзорно. Что войны не существует. И это лишь очередной способ избавиться от лишнего населения. Он лежит среди мёртвых на поле боя, он слышит, как равнодушно идут люди и добивают выживших. Он понимает, что это была бойня... словно скотобойня. Перебегает на сторону врага и узнаёт, что там считают: это тренировочная база. Тристрам дезертирует. Беатрис-Джоанна живёт с Дереком, но скучает по Тристраму. Любопытно, что теперь государство поощряет семейные отношения. Дерек отказывается от гомосексуализма и решает жениться на Беатрисе-Джоанне. Тем более о Тристраме нет никаких вестей. Но он появляется. Когда Беатрис-Джоанна с близнецами стояла около моря и вспоминала Тристрама. Происходит счастливое воссоединение. Несколько интересных цитат: «Слово «Грех» единственная замена слову «эгоизм».» «Если вы ждёте от человека самого худшего, то никаких разочарований он вам принести уже не может.» «Если Бога нет, то должен существовать по крайней мере какой-нибудь моделирующий бытие демиург.» «Жизнь — это только процесс выбора момента смерти. Вся жизнь является непрерывной отсрочкой этого момента, потому что выбор так труден! Не делать выбора — огромное облегчение.» 9. Основная мораль: всё временно, всё переменчиво. Идеалы легко заменяются другими в зависимости от интересов государства. Мораль подменяется. Ничего прочного, ничего постоянного. Сначала стремление к одному, затем — к совершенно противоположному. Как знать, что было бы, не поступи главный герой опрометчиво, не поддайся он эмоциям. Ведь вся история говорит об одном: как важно оказаться в нужное время и в нужном месте. Вот Дерек неплохо оказался — к любым обстоятельствам умело подстраивался, приспособлялся, занимался мимикрией и в целом отличался беспринципностью. Бестрисе-Джоанне повезло — она оказалась в удачном стечении обстоятельств. А вот Тристраму буквально пришлось пройти через ад. В целом интересно представлена идея перенаселения. И о том, как по причине этого начинают поощряться однополые отношения. И какое возмущение это вызывает у Беатрисы-Джоанны — настоящей женщиной, желающей иметь детей от любимого мужа. И не видеть всех этих мужеподобных гомосексуальных женщин. Конечно, взгляд несколько окостеневший и однобокий. Однако доля правды в этом есть. И для многих такие связи действительно являются противоестественными и вызывают самые пренеприятнейшие чувства. Хотя речь в произведении, конечно, шла не об этом. Хотя... В целом государственный режим тоже может вызывать разнообразные чувства. И достаточно трудно понять его тенденции, если не быть учителем истории. Если не обладать умением абстрагироваться и смотреть на происходящее целиком, анализируя прошлое и предвидя будущее. Поэтому мне было интересно ознакомиться с такой картиной мира. Рекомендую к прочтению. Обновлено: Опубликовал(а): Анна RM Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|