|
Темы и мотивы лирики Фета с цитатами из стихотворений (ЕГЭ по литературе)Афанасий Афанасьевич Фет был поэтом и приверженцем «чистого искусства. Он считал, что поэзия должна изображать мир лишь в одном аспекте — мир как красота. Фет ограничил свою поэзию тремя основными темами: любовь, природа, искусство. В его произведениях тема любви чаще всего связана с временами года, ещё теснее она связана с цветом, а сопровождается звуком. Например, стихотворение «Ещё майская ночь» (1857) ![]()
Ещё одной особенностью любовной лирики Фета является автобиографичность. Все мы знаем, что в его биографии был трагический случай. Мария Лазич — девушка, которой он посвящал большую часть своих стихов и даже сборник. Поэт не мог простить себе её смерти. Он обожествлял её образ, делал его недосягаемым и неприкосновенным: На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит; Через 7 лет после трагедии, А. Фет женится на сестре своего друга Василия Боткина. Но в том же сборнике, посвященном Марии Лазич, поэт признается: Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви, Он не питает чувств любви к своей жене, но уважает её. Она была его другом. Любовная лирика часто переплетается с пейзажной. В таком стихотворении, как «Шёпот, робкое дыханье» природа тесно связана с любовными переживаниями человека. Так сильнейшие чувства любви к женщине и природе сливаются воедино: Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья… Свет ночной, ночные тени... Ряд волшебных изменений Милого лица… Символичен здесь и образ зари — это и наступление нового дня и зарождение нового чувства любви: …И лобзания, и слёзы, И заря, заря!... Фет не только мастер изображать слияние природы и любви воедино, но и улавливать переходное состояние: Вздохи дня есть в дыханье ночном.. В его лирике природа динамична: Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река, погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. В пейзажной лирике нередко можно уловить философские размышления. Например, в стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы». Поэт дает человеку наставление. Призывает учится мужеству у деревьев, которые со стойкостью выносят зимнюю стужу: Учись у них — у дуба, у берёзы… Они стоят, молчат; молчи и ты!.. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. И третья тема в лирике Фета — искусство. Поэт был настоящим жрецом «чистого искусства». Он считал, что истинная поэзия не имеет никакого отношения к действительности. Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую» стало творческим манифестом А. Фета. Здесь он говорит, чем должен владеть избранный певец и в чем «его и признак и венец!». Мотивы лирики А. Фета. В поэзии Фета различают пять основных мотива:
1. Мотив огня Поэт очень любил огонь, в любом его проявлении. Поэтому мотив огня в поэзии Фета является главным мотивом и часто встречается в стихотворениях: ![]()
2. Мотив полёта Этот мотив у Фета имеет разный смысл. Где-то полёт — это стремление к новой жизни, в другом же стихотворении этот мотив может обозначать возвращение, любовь или начало новой жизни: И в воздухе за песней соловьиной Разносится тревога и любовь.
3.Мотив двоемирия. Этот мотив можно связать с личной трагедией самого поэта. Фет, потерявший печальным образом свою возлюбленную, до конца жизни помнил и любил её. При этом у него была жена. То есть у поэта была двойная жизнь: земная и та, можно сказать, загробная, небесная, где находилась его Мария. Такую жизнь он изобразил через природу в стихотворении «Заря прощается с землею»: Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную, и В небо просятся оне. 4.Мотив гадания. Этот мотив можно связать с мотивом огня. Ведь гадание непосредственно в лирике Фета происходит с помощью свечей: ![]()
5. Мотив луны и ночи. Ночь в лирике Фета была образом времени и пространства. Он считал её своей подругой, доверял ей все свои тайны и страхи: ![]()
Чаще всего именно ночью у поэта происходило зарождение любви к женщине. Именно на фоне ночи можно было разглядеть это трепетное чувство. Только ночью можно понять истинность чувств человека: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.
Таким образом, в основе его поэзии лежит особая философия. Фет был мастером изображать природу и любовь воедино, отделять искусство от мирского, жить двойной жизнью, находить счастье в творчестве. Его поэзия богата мотивами и особенностями. Его стихи уникальны и неповторимы. Обновлено: Опубликовал(а): Бурмистрова Ольга Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|