|
И. Бродский «Ни тоски, ни любви, ни печали…» (Анализ стихотворения, стиха)История создания стихотворения. Стихотворение написано поэтом И. Бродским 4 июня 1962 году. Совсем ещё молодой поэт — ему только 22 года — говорит о сильной душевной боли, о разногласиях внутреннего и внешнего миров, о быстротечности жизни. Стихотворение без названия. Имеет адресата. За инициалами М. Б. легко угадывается имя возлюбленной поэта Марины Басмановой. Молодая и красивая девушка не только Бродскому, но и некоторым его современникам напоминала Мадонну Кранаха, одну из лучших картин Эрмитажа. Марина Басманова была одаренной художницей и музыкантом. Отношения с ней отразились в стихотворении.
Жанр — лирическое стихотворение.
Тема. Образ лирического героя. Образ лирического героя и образ самого Бродского И. совпадают. Разрыв с возлюбленной звучит в стихотворении. Чувства лирического героя выражены в первой строфе. Он говорит, что разлука с любимой причинила боль, но это уже в прошлом: тоска, любовь, печаль, тревога, боль. А ведь чувства много значили для поэта, они вся его жизнь: «будто целая жизнь за плечами». Но именно эти первые строки, говорящие об ушедших чувствах, лишь подтверждают и боль, и тоску, и печаль героя. Он живёт только этим. Сознание героя выхватывает из внешнего мира отдельные детали: тарахтение такси, свист постового, шелест деревьев, грохот рояля. Но они не проникают в душу поэта. Этот мир ему не нужен, он чужой, бессмысленный. Поэт живёт только горечью разлуки. А ведь это время в жизни Бродского, когда готовится безобразный суд над поэтом: его обвиняют в тунеядстве. Однако важнее личной потери нет ничего. Боль от разлуки приводит поэта к пониманию быстротечности всего лучшего в жизни и самой жизни. Об этом говорят строки первой строфы: «И всего полчаса впереди». Об этом и последняя строфа о пяти колоколах. Возможно, Бродский вспоминает пятиглавый храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. О Васильевском острове речь идет в «Стансах» (тоже написано в 1962 г.): туда Бродский собирался «прийти умирать». Звучат в строфе слова о диабазе — разновидности гранита для могильных камней.
Композиция стихотворения. Стихотворение состоит из 4-х строф. Первая строфа описывает чувства лирического героя. Вторая и третья включают детали бытового мира, чтобы подчеркнуть важность первой строфы — душевного мира героя. Последняя строфа — о бренности всего на земле, о бренности самой жизни.
Художественные средства выразительности. Ряд однородных членов в первой строфе подчеркивает горечь переживаний лирического героя. Фразеологизм: целая жизнь за плечами — и явная литота: всего полчаса впереди — находятся в антитезе, чтобы выделить значимость разлуки с любимой в жизни героя. Немногочисленные эпитеты (неведомая даль, бессмысленный грохот рояля) и метафоры (деревья шелестят, проплывет грохот, завещать жизнь) использованы для создания картины внешнего мира.
Рифма, стихотворный размер. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — трёхстопный анапест, который придает лиричность стихотворению.
Моё восприятие стихотворения. Стихотворение поразило меня лиричностью, глубиной чувств. Поэт дал возможность увидеть внутренний мир человека, раненного болью расставания с любимой. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение отразило одну из страниц жизни поэта, глубину его чувств. Он уверен, что расстался с любимой навсегда. Но в творчестве поэта еще появятся стихи с инициалами М. Б. Тема любви продолжится и в жизни, и в творчестве поэта. Появятся другие сюжеты, другие мотивы. Среди них стихотворение «Мы будем жить с тобой на берегу», полное романтики и обособленности от мира. Марине Басмановой посвящено и стихотворение «Новые стансы к Августе» и некоторые другие. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Московских Внимание! Спасибо за внимание.
|
|