|
17.1. Образ Митрофанушки и смысл названия пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)Пьеса “Недоросль”, с трудом одолевшая все цензурные трудности, впервые появилась на сцене в 1783 году и имела колоссальный успех. Проблемы эпохи конца 18 века, поставленные автором комедии — Д. И. Фонвизиным, не теряют актуальности и по сей день, а имя Митрофанушки давно стало нарицательным. Каковы особенности образа недоросля? В чём смысл названия пьесы? Главным вопросом, занимавшим Д. И. Фонвизина, являлся вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Истинное предназначение дворянства автор видит в добросовестном служении государству, отечеству. Дворянин подает в отставку только в одном случае: “когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не принесет”. Но даже в отставке должно осуществляться разумное управление имением и крестьянами, гуманное отношение к ним. Образ Митрофанушки — самый яркий образ комедии — является полной противоположностью дворянского идеала автора. Митрофан (в переводе с латинского — “подобный матери”) получил самые уродливые человеческие качества в наследство от “отцов”: его отличает лень, невежество, праздность, косность человеческой души, грубость и жестокость, отсутствие цели в жизни. Причину злонравия своих героев автор видит в невежестве, их “собственном развращении”. Недоросль перенял отношение дяди к наукам, который “сроду ничего не читывал”. Подобно матери, он считает что “без наук люди живут и жили”, и главное в жизни “достаточек нажить и сохранить”. Грубость проявляется в первую очередь в отношении к няне, которую он называет “старой хрычовкой”. “Не хочу учиться, хочу жениться” — девиз недоросля, открывающий очередное его свойство — бесцельная и праздная жизнь. “Вот злонравия достойные плоды” — именно этими словами Стародума, как бы подводящего итог, кончается пьеса. Слово “недоросль” имело вполне нейтральное значение. Так называли молодых дворян, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены к службе. Однако, значение комедии было столь велико, что после неё недорослями стали называть неучей и лентяев, нерадивых подростков. Таким образом, Д. И. Фонвизин сделал огромный вклад в развитие жанра комедии и отечественной драматургии в целом. Автор пьесы ввёл совершенно новый, не появлявшийся ранее в литературе образ. Обновлено: Опубликовал(а): playdirty7 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|