|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Домашнее образование и воспитание дворян России в XVIII в. — 1917 г. Часть 2 (Сочинение на свободную тему)Дворянских детей в XVIII–XIX веках обучали музыке. До Петра I неприличным считалось дворянам самим музицировать и обучать своих детей игре на музыкальных инструментах. В XIX в. многие дворяне музицировали. Музыка являлась составляющей в дворянском воспитании так как считалось, что она вызывала благородные чувства, важно только, чтобы при обучении ей она соответствовала возрасту. Причина распространения домашнего образования на протяжении XVIII и до начала XX в. — отсутствие достаточного количества доступных государственных общеобразовательных учебных заведений. XVIII в. —время их зарождения, XIХ-становления и развития. Воспользоваться ими могла лишь незначительная часть дворянства или купечества, проживающая в крупных городах, или достаточно состоятельные представители этих сословий из глубинки. XVIII в. — начало активного приобщения дворян к образованности европейского уровня. В 30 – 40-е годы помещики получили право учить детей дома до двадцати лет, если не было, как уже говорилось выше, иных возможностей для получения образования. Общая практика была такова: от 7 до 12 лет (а часто и с 5 лет) — обучение чтению, письму, начальные сведения по христианскому вероучению; от 12 до 16 лет — арифметика, геометрия, иностранный язык и катехизис; от 16 до 20-математика, география, фортификация. Процесс обучения облегчался, если у дворян были домашние библиотеки, позволявшие в той или иной степени расширить возможности получения образования. В практике домашнего обучения в первой половине XVIII в. могли использоваться «Эвклидовы элементы, из двенадцати Невтоновых книг выбранные» А. Фарвардсона (издание 1719 г.), «География генеральная...» Б. Варена и Введение в историю европейскую» Пуффендорфа (1718 г.). В 1749 г. вышла из печати "Древняя история об египтянах и карфагенянах, ассирийцах, вавилонянах, о мидянах, персах, македонянах и греках" Ролленя, переведенная Василием Тредиаковским. В 1743 г. в одном из своих документов Синод отмечал недостаточно глубокое изучение Закона Божьего в семьях дворянскими детьми, ибо главная цель лишь обучение по названным книгам грамоте и чтению. Действительно, привлечение к домашнему образованию случайных иностранцев было явлением достаточно распространенным и часто вызывало негативную реакцию как правительства, так и общественности. В 1755 г. был издан указ о запрещении иностранцам, не выдержавшим экзамен, обучать детей. В дополнение к нему в 1757 г. на профессоров Академии наук и Московского университета была возложена обязанность экзаменовать иностранцев на звание учителя и выдавать аттестаты на право преподавания в пансионах и дворянских семьях. Но, к сожалению, положение с постановкой государственного образования заставляло дворян игнорировать эти благие намерения. Вместе с тем уже тогда становилось всё более желательным, чтобы дворянин «по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно». Как известно, и в первой четверти XIX в. эти навыки были непременным условием, чтобы свет решил, «что он умён и очень мил». Гарнизонные школы существовали с 1744 по 1798 г. Обучение строилось на основе общеобразовательных программ цифирных школ (существовали до 1744 г.), где учиться начинали с 7 лет, с последующими элементами военной подготовки. Как правило, заканчивали её к 16 годам. Во второй половине XVIII в. появились издания общего и специального характера, которые могли использоваться для домашнего обучения. Тогда же началось издание собственно педагогической литературы. В 1771 г. Московский университет предложил для учителей гимназий, частных пансионов и домашних учителей «Способ учения» в 1790 г. он был переиздан. Здесь говорилось о целях и методах обучения, о прогрессивных принципах зарубежной дидактики. В 1779 г. вышло в свет «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению» Х. А. Чеботарева, и, наконец, Н. Новиков опубликовал «Письмо о домашних учителях».Наступивший XIX в. требовал все более образованных людей, а причины бесконтрольного распространения домашнего иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем». 1834 г. можно считать этапным в процессе формирования государственной системы домашнего образования и воспитания. Именно в этом году возник институт домашних наставников и учителей, которыми могли стать лишь свободные подданные Российской Империи, имевшие специальное свидетельство о звании. Домашние наставники и учителя становились государственными чиновниками, получали классные чины, начиная с XIV. Предусмотрена была ответственность за домашнее обучение без выполнения всех государственных установлений по этому виду деятельности. По Положению 1834 г. о домашних наставниках и учителях испытание должно было проводиться в гимназиях, а по циркулярному дополнению 1835 г. для получения этого звания нужно было пройти испытание не только по основному предмету, но и на знания, необходимые для начального обучения русской грамматике, арифметике, истории, географии.Социально-экономическое развитие России в конце первой половины XIX в. требовало всё большего количества образованных людей. Между тем система государственных и частных учебных заведений по-прежнему не удовлетворяла эту потребность общества. Именно поэтому домашняя форма образования оставалась одной из самых значимых. К тому же престиж его заметно повысился в результате принятых правительством мер. В «Историческом обзоре деятельности Министерства народного просвещения за 1802–1902 гг.» С. И. Рождественский отмечает, что с 1834 по 1843 г. в стране было выдано 4483 свидетельства на звание домашних наставников и учителей.За время от начала реформ Александра II до конца XIX в. окончательно сформировался и утвердился статус домашних наставников и учителей, в целом сохранившийся до 1917 г. Основной формой подготовки педагогов вообще и домашних в частности стало обучение по специальности в государственных заведениях. При этом для получения звания домашнего наставника мужчины должны были окончить высшие учебные заведения. Домашней наставницей можно было стать после прохождения полного гимназического курса. Последний, 8 педагогический класс обычной женской гимназии необходимо было закончить с медалью.Звание домашнего учителя присваивалось лишь лицам, выдержавшим специальный экзамен. Женщины должны были окончить соответствующее государственное учебное заведение (без медали) или сдать экзамен на звание. Получившие эти звания исключались из подушного оклада. Домашние наставники и учителя, занимавшиеся не только обучением, но и воспитанием, обязаны были жить в доме своих воспитанников. Последнее особо отмечалось в обязательных ежегодных отчётах педагогов. Невыполнение этих требований лишало их права на выслугу лет и последующую пенсию. В последней трети XIX—начале XX в. значительную часть наставников и учителей составляли выпускницы 8-х педагогических классов женских гимназий. В него принимались девушки, успешно окончившие общий семилетний гимназический курс, или все желающие — после сдачи вступительных экзаменов. В программу подготовки будущих домашних педагогов входило изучение педагогики, дидактики, русского, церковнославянского языков, словесности, математики, истории, географии, немецкого, французского языков. Предполагалась педагогическая практика. За 1877-1899 гг. первую женскую гимназию окончили 1549 человек, из них звание домашних наставниц получили 59 девушек, а 140-звание домашних учительниц. Система государственного контроля за деятельностью домашних наставников и учителей предполагала и учет мнения общественности в лице предводителя дворянства, и оценку их работы родителями подопечных детей. Многие выпускницы 8 класса женской гимназии становились преподавателями частных и государственных учебных заведений.Таким образом, подготовка домашних педагогов явилась ощутимым вкладом в просвещение России вообще. Рассмотрение даже отдельных аспектов воспитания дворянина показывает, что домашнее и светское образование давали хорошие результаты. Они позволяли дворянским детям без особого труда поступать в различные военные и другие учебные заведения. Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью. Представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он «голубой крови». Дворяне образование и воспитание рассматривали с точки зрения моды и престижа. Обновлено: Опубликовал(а): Злата Маслова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|