|
«Отрешённость» Мартин Хайдеггер (Читательский дневник)1. Мартин Хайдеггер 2. «Отрешённость» 3. Для 11 класса 4. Эссе 5. Речь была произнесена в 1955 году, опубликована в 1959. 6. В произведении идёт речь о современной действительности. 7. Главный герой — любой человек, который может назвать себя думающим существом. 8. Изначально Хайдеггер хотел произнести речь на 175-ю годовщину со дня рождения композитора Конрадина Крейцера, но в ходе рассуждений он, видимо, решил написать философский труд. «По-настоящему мастер присутствует лишь в своей работе. И если это действительно большой мастер, то его личность полностью исчезнет за его работой». Вот и Хайдеггер исчез в своей речи. О чём же она была? Хайдеггер начинает сокрушаться, что все собравшиеся на празднестве не думают, а лишь развлекаются. Потребляют музыку, рассказы о жизни человека, но не размышляют об этом. Познание всего и вся дёшево и доступно, оно не имеет цены и также быстро забывается, как и познаётся. Мы живём в бездумное время. В общем вдоволь посмеявшись над так называемым «памятным празднеством», Хайдеггер заводит разговор о нашей способности думать. Безусловно, мы имеем эту способность — ведь нельзя потерять что-то, не обладая этим. Однако мы упорно и усиленно спасаемся бегством от мышления. Наше мышление планирует и исследует, подкидывает новые выгодные возможности, — это калькулирующее (вычисляющее) мышление, стремящееся лишь к быстрому достижению результата. Однако есть другое мышление — осмысляющее. Да, осмысляющее мышление почти бесполезно в практической деятельности, в повседневной жизни. Но именно оно позволяет нам размышлять, задаваться экзистенциальными вопросами — о смыслах, жизни, человечестве. Дальше Хайдеггер рассуждает о пагубном воздействии техники на мышление человека. Теперь весь мир стал представляться объектом, открытым для атак вычисляющей мысли. Хайдеггер пытается донести до слушателя – он погряз в информационном мире. Мы теперь информированные специалисты. Мы не осмысляем полученные знания. Даже читая эту статью — мы лишь получаем информацию, узнаём что-то, принимаем к сведению, но почти не осмысляем её. Мы перестали интересоваться… восхищаться информацией. Мы безразличны, мы автоматизированы и техничны. Хайдеггер не против технических приспособлений — он понимает, что они могут облегчить жизнь. Но главное — не попадать в их рабство. Нельзя забывать об истинном назначении вещи, нельзя подменять смысл на престиж вещи. И мы приходим к новому состоянию – отрешённость от вещей. В итоге своей речи Хайдеггер призывает к размышлению, осмыслению этого памятного события. О поиске корней – истоков творчества, истоков самих нас. 9. Кажется, это болезнь — когда человек постоянно занимается рассуждательством, перескакивает с одной темы на другую и не может остановиться. Однако есть и обратная сторона медали. То, чем не пользуются, — атрофируется. И вычисляющее мышление может оказаться единственно нам доступным. И тогда мы потеряем нашу глубинную сущность. Вывод прост — во всём нужно сохранять равновесие, золотую середину. Не знаю, нужно ли ещё что-то говорить. Могу лишь добавить, что осмысляющее мышление необходимо для духовного самосовершенствования человека. Ради того, чтобы перестать бесполезно коптить небо и заняться действительно значимой деятельностью. Осмыслить себя, своё предназначение и перестать бездумно потреблять этот мир. Обновлено: Опубликовал(а): Анна RM Внимание! Спасибо за внимание.
|
|