Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Отзыв на «Шинель» (Гоголь Н. В.)

«Все мы вышли из гоголевской шинели», — однажды сказал Ф. М. Достоевский.

Чем же примечательно это произведение, удостоенное столь высокой оценки?

Прежде всего, стоит отметить, что данная повесть была написана Н. В. Гоголем в 1841 году во время приезда писателя в Петербург, поразивший автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» контрастом между сословиями. Постоянные унижения со стороны «власть имущих», смерти из-за отсутствия еды и дров не могли не оставить след в душе писателя и не вылиться в повесть, основанную на анекдоте о мелком чиновнике, потерявшем ружье, на которое он долго копил.

Сюжет произведения, на первый взгляд, прост: неприметный титулярный советник занимается рутинной работой за небольшое жалование и терпит насмешки от молодых коллег.

Заметив, что его шинель пришла в негодность, чиновник относит её портному, но получает отказ и рекомендацию сшить новую. Акакий Акакиевич экономит на всём, и спустя некоторое время обзаводится новой шинелью, которую у него тут же крадут на улице. Герой тотчас обращается за помощью к «значительному лицу», но натыкается лишь на грубость и непонимание. Вынужденный ходить в мороз в старой шинели, Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

После его смерти у Калинкина моста появляется призрак чиновника, который стаскивает с прохожих верхнюю одежду. В какой-то момент он срывает шинель со «значительного лица», после чего больше не появляется.

Однако жалкий образ «маленького человека» отчего-то вызывает у меня не брезгливость, а симпатию и искреннее сострадание к его нелегкой судьбе, ведь Акакий Акакиевич, униженный и бесправный почти старик «низенького роста, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек», настолько не видел в жизни ничего светлого, что даже такое сейчас обычное дело, как покупка новой одежды, причем не по прихоти, а по необходимости, вызвала целую бурю в душе героя.

Автор не идеализирует персонажа, точно демонстрируя его ограниченность, узкий круг интересов, косноязычие, но не может не подчеркнуть и его кротость, терпеливость, добродушие и наделяет Башмачкина именем, означающим в переводе с греческого «смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный». Акакий Акакиевич остается молчаливым даже в важные минуты своей жизни. И драматизм этих минут заключается в том, что простому, «маленькому» человеку, не обладающему хваткой «крупных хищников» социума, не на что и не на кого надеяться — никто не поможет, не услышит тихий голос, просящий о помощи.

Так что смерть — естественное продолжение этой истории, и здесь автор ни на шаг не отступает от страшной достоверности изображаемого, в котором нет никакого художественного вымысла, а всё — чистая правда.

Именно поэтому так тяжело читать, на первый взгляд, комический текст, потому что с Акакия Акакиевича словно не шинель сняли, а кожу, обнажив душу, до которой никому нет дела.

И в этом смысле «Шинель» — гениальное произведение, потому что по его прочтении остается горькое послевкусие, заставляющее оглядеться: а нет ли где-то поблизости такого же Башмачкина, молящего о помощи и могущего этой помощи не дождаться?

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.