|
Вы здесь: Критика24.ру › Ахматова Анна
Особенности ранней лирики А. А. Ахматовой (Ахматова Анна)Поэзия А. А. Ахматовой заняла достойное место в литературе ХХ века. Ее стихи знают и помнят наизусть тысячи людей. Творческий и жизненный путь Ахматовой как поэта был непростым. Вначале ее стихи не находили признания в кругу уже состоявшихся поэтов, позже творчество Ахматовой было признано буржуазным и безыдейным, и поэт оказалась в опале. Однако ее стихи прошли проверку временем, пережили гонения и политические режимы, и сегодня мы можем наслаждаться как любовной, так и гражданской лирикой Ахматовой. Безусловно, «ранняя Ахматова» отличается от «зрелой». Однако и в ранних, и в более поздних стихах присутствует психологизм и богатая палитра изобразительно-выразительных средств. Но в этом сочинении нам хочется рассмотреть особенности ранней лирике А. А. Ахматовой на примере стихотворений из ее дебютного сборника «Вечер». Как известно, А. А. Ахматова начала свой творческий путь в русле течения акмеизм. Акмеисты противопоставляли себя символистам, отрицали многозначность и туманность, напротив, провозглашали важность бытовых деталей в поэзии. Ахматова в стихотворениях, составивших сборник «Вечер», также придерживается этих принципов. Более того, именно посредством описания деталей интерьера, одежды, пейзажа, погоды, ей удается избежать многословия, но точно передать душевные переживания лирической героини. К примеру, в стихотворении «Любовь» лирическая героиня говорит о влюбленности через описание изменившегося мировосприятия. Окружающие предметы: левкой летом, иней зимой, «молитва тоскующей скрипки» ассоциируются с возлюбленным, вызывают воспоминания о нем. Любовь — это сложное, не всегда легкое в переживании чувство, поэтому лирической героине Ахматовой «страшно её угадать», т. е. осознать, что любовь посетила ее душу, взглянув на еще нового в ее жизни человека. Стихотворение «Любовь» лаконичное, в нем точными, смелыми штрихами рисуется образ смятенной души влюбленной девушки. Предметность является отличительной чертой лирики акмеистов, и раннего творчества Ахматовой в частности. Лирической героини нет нужды долго и подробно рассказывать о своих душевных переживаниях, достаточно лишь упомянуть жест или деталь туалета. К примеру, в хрестоматийном стихотворении «Песня последней встречи» волнение лирической героини раскрывается автором через несуразность в одежде: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», а томление от ожидания встречи передается фразой «показалось, что много ступеней, а я знала — их только три!». Лирике А. А. Ахматовой свойственен надрыв, являющий собой кульминацию чувств лирической героини, пик душевных страстей. Так «Сероглазый король» начинается с фразы, воплощающей в себе всю боль лирической героини: «слава тебе, безысходная боль». Это самый острый момент в стихотворении, которое, как и многие другие стихи Ахматовой, является сюжетным. После столь эмоционального начала поэт меняет манеру на противоположную, и далее идет размеренное повествование с подробным описанием деталей обстановки: «вечер осенний был душен и ал», «трубку свою на камине нашел», «тело у старого дуба нашли». Перед нами спокойный рассказ, но спокойствие это — не признак душевного равновесия, а, напротив, неизбывного горя, тоски, безнадежности. Здесь нет плача, причитаний, лишь восклицание в самом начале как крик отчаяния, и уже в конце полная тоски и обреченности фраза «нет на земле твоего короля». Антитеза между началом и финалом произведения помогает раскрыть перед читателем всю глубину горя от потери любимого, не прибегая к пафосных метафорам и затертым эпитетам. Удивительно, но предметность, «обыденность» поэтического мира Ахматовой сочетается с мифологичностью. Нередко в ранних произведениях поэта соотношение лирической героини с существами из славянской мифологии, например в стихотворении 1910 года «Я смертельна для тех, кто весел и юн» лирическая героиня ассоциирует себя с птицей Гамаюн, а в стихотворении « Ты поверь, не змеиное острое жало» (1909) лирической героини противопоставляется себя Сирин — разлучнице и обольстительнице. Вообще, отсылки к мифам, сказкам характерная черта ранней Ахматовой: поэт оживляет сказочных и мифических персонажей, показывает, что они такие же, как и простые смертные. В целом, поэтический мир ранних произведений А. А. Ахматовой характеризуется сюжетностью, детализацией, психологизмом, умением соединить воедино обыденность и миф. Обновлено: Опубликовал(а): Hanna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|