|
По тексту Б. Л. Васильева «Человек создан на столетия...» (ЕГЭ по русскому)Немецкий политический деятель и философ Фридрих Энгельс сформулировал определение жизни как «существование белковых тел». Несмотря на биологическую выверенность данного определения, вряд ли оно способно удовлетворить человека, терзаемого экзистенциональными вопросами. В приведённом для анализа тексте Б. Л. Васильев задаётся подобным вопросом: что такое жизнь человека? Рассуждая, автор верно подмечает то, что лишь человеку дана способность осознавать конечность своей жизни (предложение 8). Человеческая жизнь характеризуется осознанностью и целенаправленностью. Возможно поэтому наше существование представляется нам чем-то большим, нежели ослепительно яркой, но короткой вспышкой: «Его (человека) жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите». Не о каждом человеке можно сказать, что он «поистине жил», но в нашем сознании заложен потенциал вместить в своё бытие больше, чем просто физическое существование. Прямолинейная логика знания, по мнению автора, не способна объяснить сути человека, т. е. его разум, его способность чувствовать и сострадать, создавать искусство и наполнять своё существование смыслом. Физическая жизнь человека подчиняется законам природы, но трансцендентная духовная жизнь выходит за рамки времени и пространства: «И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени». Наш разум не ограничен координатами на плоскости, в которой существует наше тело: в своих мыслях мы можем путешествовать в прошлое и будущее, переноситься в любую точку земного шара; плоды нашего разума — искусство, наука и даже память о нас — способны пережить своего создателя. Таким образом, жизнь человека — это не только его физическое существование, но и духовное, протекающее в относительном времени. Второй пример-иллюстрация является достаточным условием первого: каждый человек способен преодолеть жизнь своего тела, но для этого ему необходимо быть в должной мере духовно развитым. Позиция автора заключается в том, что жизнь человека нельзя сводить к его пребыванию в физическом теле, поскольку человеческий разум и результаты его творческой и интеллектуальной деятельности не ограничены во времени и пространстве. Автор на интуитивном уровне осознаёт отличие человека от других существ, живущих как бы по необходимости, а не по желанию. Именно способность желать большего, творить, чувствовать позволяет человеку раздвинуть границы своего существования. Я согласна с автором, и уверена, что в духовной жизни человек может приблизиться к бессмертию. К схожим выводам приходит и герой романа-эпопеи Б. Пастернака «Доктор Живаго» Веденяпин Николай Николаевич, считающий, что человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь музыка. По мнению героя, жизнь — символична, а общение между смертными — бессмертно. Философия Николая Николаевича перекликается с позицией автора. Таким образом, жизнь человека — это совокупность его телесной жизни и жизни духовной — активной, творческой деятельности его разума. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|