|
«Темное царство» в драме Островского «Гроза» (Школьные сочинения)Драма Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В этом произведении отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года. А также в это самое время, тяжелое время, росло недовольство народа. Наступила «гроза»: все выше вздымались волны крестьянских восстаний, крепостные требовали земли и воли. Вот в этой самой накаленной предгрозовой атмосфере и появляется на свет драма «Гроза». В «Грозе» «темное царство»- это воплощение всего строя царской России, бесправия народа, произвола, угнетения человеческой личности. Такое царство существовало в небольшом городке Калинове на берегу Волги. На первых страницах драмы мы знакомимся с одним представителем «темного царства»- Савелом Прокофьевичем Диким. Одна фамилия этого человека может сказать нам о многом. Это грубый, невежественный и равнодушный человек. Кудряш в разговоре с Шапкиным говорит: «Пронзительный мужик! Как не ругать! Он без этого дышать не может». Шапкин: «Ни за что человека оборвет». Из этого диалога узнаем, что Дикой является большим ругателем, может придраться к любому человеку из-за всякого пустяка. И тут появляется сам Дикой, который на улице при людях ругает своего племянника Бориса. И ругает его за то, что он в праздник решил прогуляться и нечаянно наткнулся на дядю. Здесь заметим, что Дикой- злой человек, он никого не стесняется. Да и подчиняться никому не хочет: ни властям, ни законам. И никто не может на Савела Прокофьевича угодить. Кудряш считает: «Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег…». Если с самого утра рассердят Дикого, то весь день он ко всем придирается. Борис рассказывает: «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите»». Шапкин: «Одно слово: воин!» Да вот только воин-то он с тем, кто слабее его, кто не может его одернуть. А с тем, кто посильнее его, Дикой ему слова не скажет. Дикой к тому же еще оказывается и трус. А на деньги он совсем жадный. Рассчитать мужиков не может хорошенько. А на это сам говорит: «… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!». Значит, живет Дикой только для своего блага, только бы ему было хорошо, а на остальных ему наплевать. Дикой- типичный самодур. Также Дикой- самый настоящий грубиян. Любому Дикой может сказать, что захочет. Вот что еще можно сказать об этом человеке: дикой- неуч. Ему говорят про часы, про громоотводы и, не поняв всего этого, он пуще ругается и злится. И никто ему не может ничего высказать в глаза. Но даже у Дикого есть своя слабость: он трус. И однако эта его внутренняя слабость свидетельствует о том, что владычество диких недолговечно. Другой представитель «темного царства»- это Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Она донимает всех не только бранью, но и вечными попреками. Укоряет своего сына Тихона: «Не осень-то нынче старших уважают…» Да и слова никому не дает сказать, перебивая всех. Даже родной сын не может своего слова иметь. Это говорит о том, что власть в ее руках. И эту власть она боится потерять больше всего. Кабаниха- убежденная защитница устоев «темного царства». Власть- это самое главное, что нужно Кабанихе. Все она делает исподтишка. Только вот ругалась, и потом говорит о себе, прибедняясь. Прикидываясь несчастной, обиженной: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но она, все же чует вокруг себя что-то недоброе, не зря Тихон заговорил о воле. Правильно сказал кудряш о Кабанихе: «Ну, да ты хоть, по крайности, все под видом благочестия…». Можно сказать, что ханжа- двуличный человек, лицемер. Да, это выражение вполне подходит к характеру Кабановой, которая, в отличие от Дикого, живет двойной жизнью. Одни ее знают такой, а другие же совсем другой.
В третьем действии мы знакомимся с еще одной представительницей «темного царства»- Феклушей. Разговор ведет она с Кабанихой. Феклуша рассказывает о жизни в других городах, о новшествах. Но обе они не понимают смысла в этих словах. Все им кажется, что это от бога в наказание им за грехи посыпается. В разговоре звучит прощание с дорогой их сердцу стариной. Феклуша: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по все приметам последние». Всех этих представителей «темного царства» объединяет одно- они не хотят жить новыми порядками. Так как видят, что в «светлом царстве» они никакой роли играть не будут. Власть будет утеряна, а это пока для них самое главное. Обновлено: Опубликовал(а): илья23 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|