|
Слово и молчание как средства коммуникации в комедии «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)Антон Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» очерчивает целый круг проблем, одной из которых становится проблема одиночества, которая, по моему мнению, наиболее ярко выражается через контраст многословных, но пустых разговоров и многозначительных пауз. Во втором действии очень динамично друг друга сменяют реплики, ведутся диалоги, герои отвечают друг другу, но в то же время по-настоящему не слышат главного — это разговоры людей, которые не слушают и не хотят слышать друг друга. Например, когда Фирс проявляет заботу по отношению к хозяевам, а в ответ получает лишь «Надоел ты, брат» и «Говорят, постарел очень».
Нельзя не обратить внимание также на разговор Яши и Дуняши о любви. В нем каждая реплика дает понять, что друг друга герои не понимают, становится очевидно, что для Яши любовь значит не больше, чем удовольствие от выкуренной сигары.
В полилоге Раневской, Гаева и Лопахина абсолютно каждая реплика доказывает непонимание героями друг друга, для того чтобы указать на это, Чехов в том числе использует ремарки: «Лопахин. Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ! Гаев (зевая). Кого?» Пустоту многих разговоров героев подчеркивают совершенно неуместные бильярдные реплики Гаева, как, например, в диалоге о продаже сада («Гаев (в глубоком раздумье). Дуплет в угол... Круазе в середину...»). Благодаря им становится очевидным, что герои не понимают важности дела, для них всё вокруг — такая же игра, как и бильярд, после которой не может быть никаких серьезных последствий. Хочу заметить, что автор использует множество пауз — это моменты молчания, которые, как бы парадоксально это ни звучало, говорят с читателем, ставят акценты на ближайшие к ним реплики, такие как «Ничего не знаю» и «Никого у меня нет» Шарлотты, «Надо прямо говорить, жизнь у вас дурацкая» Лопахина, «все рады, а чему рады и сами не знают» Фирса.
И, конечно, нельзя не сказать о многозначительных паузах, которые играют важную роль в диалоге между Лопахиным и Варей, когда Варя хочет услышать о чувствах Лопахина, но они разговаривают о потерянных вещах, разбитом градуснике и прочих бытовых мелочах. В итоге Варя сидит на полу, положив голову на узел с платьем и «тихо рыдает». После чего в комнату заходит Любовь Андреевна и на её вопрос «Что?» ответом становится молчание, которое само за себя говорит: надежда на счастье умерла. Я считаю, что в комедии А. П. Чехова молчание более красноречиво, чем слова. Обновлено: Опубликовал(а): Полина Казачанская Внимание! Спасибо за внимание.
|
|