|
По высказыванию Карло Понти: «Если фильм имеет успех — это бизнес, если фильм не имеет успех — это искусство» (ЕГЭ обществознание)В своей цитате автор затрагивает тему культуры, а именно её формы: элитарную и массовую. Карло Понти отмечает, что фильм, не имеющий успеха, является произведением искусства, а фильм успешный становится предметом заработка. Разберемся с понятием “культура”. Культура — процесс творческой деятельности, в результате которой производятся, потребляются духовные ценности. Культура выполняет массу функций в развитии человека, его становлении личностью. Например, функция коммуникативная, с её помощью человек может взаимодействовать с другими людьми со схожими предпочтениями в творческом пространстве. Функция трансляции культурных ценностей позволяет сохранить наследия прошлых веков, а функция целеполагания помогает человеку определиться с его ценностями. Также существует функция социализации, она отвечает за усвоение человеком знаний, ценностей, норм. Культура бывает трех форм, о двух из которых пишет автор: массовая и элитарная, а также незатронутая автором — народная. Массовая культура носит прежде всего коммерческий характер, о чем и написано в цитате. Такая культура не требует особых знаний, она создается для удовлетворения духовных потребностей всего человечества. Полной противоположностью массовой культуры является культура элитарная. Она создается для узкого круга ценителей, требует особых знаний. Данная культура не создается с целью получения прибыли, здесь, скорее, преследуется возможность самовыражения разными методами, некоторые из которых порой кажутся совершенно недоступными для восприятия. Народная культура отличается от представленных анонимностью авторства, основой в виде традиций и обычаев, существованием чаще в устной форме. Также появляются новые формы культуры: экранная (связь с компьютерной революцией) и субкультура (культура, присущая определенным группам людей). Культура может оказывать как позитивное влияние (например: позволяет понять труднодоступные знания о мире), так и негативное (например: романтизация реальной жизни). Рассмотрим на примере разницу элитарной и массовой культур. Возьмем в пример массовой культуры фестиваль Sziget, проходящий на территории Будапешта в Венгрии. Фестиваль собирает ежегодно по полмиллиона посетителей по всего мира. Начиная с музыки и заканчивая едой — всё подобрано с учетом последних новостей, интересов людей. Среди выступающих можно встретить как известных исполнителей, о которых слышал практически каждый, так и малоизвестных, но также создающих не менее доступную для восприятия музыку. Остров, на котором проходит фестиваль, за неделю собирает сотни тысяч людей со всего света, все они разные, но культура мероприятия объединяет всех независимо от расовой принадлежности, национальности, пола, возраста, образования, успешности. Авторы арт-объектов, находившихся в период проведения фестиваля на территории, получают денежный доход. Музыкальные исполнители, артисты цирка, тренинг-менеджеры — все они также зарабатывают на своих выступлениях. Сравним это с представителем элитарной культуры — ежегодным американским фестивалем Burning man. Сам фестиваль идет восемь дней, создается не с целью заработка участников. Суть фестиваля заключается в создании небольшого городка на месте пустыни, но городок создает не организация фестиваля, а сами участники. Эти же участники подготавливают арт-объекты собственными руками и с собственным бюджетом, а по окончании фестиваля не получают ни цента. Арт-объекты создаются с целью выражения эмоций, чувств, представлений, ценностей. Чаще всего инсталляции фестиваля кажутся неподготовленному человеку абсурдными, что доказывает принадлежность данного фестиваля к форме элитарной. Стоит отметить, что деньги на фестивале не используются совсем. На территории всё абсолютно бесплатное, что полностью противоречит основному признаку массовой культуры — коммерческому характеру. Люди на представленном фестивале не задумываются о том, кому бы и что продать, здесь все наслаждаются атмосферой творчества, знакомятся с различными объектами культуры и знакомят других людей со своими. Данный пример полностью подтверждает слова автора, что успешный фильм — это бизнес, а неуспешный — искусство. Рассмотрим проявление массовой культуры, о котором пишут СМИ. Весной 2019 в кинопрокат вышла очередная картина братьев Руссо, снятая по мотивам комиксов Marvel Стэна Ли. Не прошло и недели с момента выхода фильма, как множество интернет-источников начали обсуждать возможный кассовый рекорд фильма. Обсуждения не прекращались долгое время, пока фильм не занял первую строчку крупнейшего интернет-сервиса о кино — КиноПоиск. Миллионы просмотров в первый день, сотни обсуждений во всевозможных источниках. 2,7 млрд долларов получил фильм, что не на секунду не дает засомневаться в его принадлежности к массовой форме культуры. “Если фильм имеет успех — это бизнес”, — говорил Карло Понти. На данном примере часть фразы итальянского кинопродюсера наглядно продемонстрирована. Главным отличием массовой культуры от элитарной является возможность привлечения большинства. Культура элитарная сложна из-за того, что требует изучения сферы, в которой представлен культурный объект. Человек, просматривая фильм, читая книгу или слушая музыку, стремится расслабится, дать передышку себе, а элитарная культура требует сосредоточенности, внимательности. Обновлено: Опубликовал(а): Смирнова Александра Алексеевна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|