|
Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании» (Достоевский Ф. М.)Какова роль образа Сони в романе? Какие цели ставил Ф. М. Достоевский, создавая этот образ? Соня второй главный герой романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Писатель явно симпатизирует Сонечке и нежно рассказывает о ней, как о невысокой блондинке около восемнадцати лет, имеющей красивые пронзительные голубые глаза. Образ Сони Мармеладовой в произведении был создан автором в психологический противовес теории Родиона Романовича Раскольникова, бедного и униженного студента. Главный герой романа Родион Раскольников узнаёт о Соне случайно в распивочной от её отца, который рассказал о том, в каком трудном положении находится их семья. Жена и трое маленьких детей голодают, а сам Семён Захарович Мармеладов, потерял работу. Поэтому его старшая дочь от первой жены Соня "из кожи вон лезет", чтобы помочь семье. Несмотря на невзрачную внешность и лицо больного алкоголизмом, Мармеладову были присущи такие качества, как доброта и жертвенность, которые передались с лихвой и Соне. Отец Сони вспоминает о том, как он нашел работу, а потом лишился её из-за пьянства, как пропил купленный дочерью мундир и как он просит денег "на похмелье" у Сони, которая отдаёт ему последние на трактир и никогда не упрекает при этом. Жизнь с пьющим отцом, с мачехой Катериной Ивановной "сумасшедшей от горя", "среди голодных детей, безобразных криков и попрёков" вынуждает Соню на отчаянный шаг, заняться непристойной работой, пойти по "жёлтому билету". Выбрав путь самопожертвования и будучи несчастной, девушка старается проникнуться болью другого человека, понять его. Жертвуя собой, спасает от голодной смерти спившегося отца, больную мачеху, маленьких неродных детей. Сонечку, конечно, жаль. Самоотверженная девушка вынуждена заниматься позорным делом. Падшая, но всё же, Соня жертва и вызывает к себе сострадание. Она готова отдать всю себя погибающим: своей несчастной семье, а в дальнейшем убийце Раскольникову. Жить для других в этом смысл её жизни. Она совершенно беззащитна в окружающем её жестоком, холодном мире. Единственное, что спасает и поддерживает её, это вера в Бога. Без этой веры девушка, наверное, не смогла бы сохранить такую духовную чистоту и стойкость духа. Ф. М. Достоевский постоянно подчёркивает, что Соня похожа на ребёнка, она такая же худенькая и маленькая. Тем самым писатель вызывает ещё большее сочувствие к этой хрупкой девушке. Главный герой романа Родион Раскольников познакомился с Соней в трагический момент, когда пьяного Семёна Мармеладова, отца Сони, на улице сбивает лошадь. Личное знакомство Сони и Раскольникова происходит в комнате Мармеладовых. Соня появляется перед всеми в своём неприличном наряде. Да и убожество всей квартиры вызывает чувство уныния и тоски. Большая семья ютится в одной проходной комнатушке. От табачного дыма, скандалов между пьяными соседями, от бесцеремонных людей им даже некуда укрыться. В комнате "было душно... с лестницы несло вонью". Ф. М. Достоевский болезненно описывает существование "униженных и оскорблённых", заставляет задуматься о равнодушии людей. Никому нет дела до голодающих детей, больных, безработных, нищих студентов и продающих своё юное тело девушек. У Сони Мармеладовой тоже не было выхода из этого бедственного положения. Неожиданная потеря отца, вскоре смерть от чахотки мачехи и отправка в детский дом троих маленьких детей сделали Соню фактически круглой сиротой. И самым теперь большим желанием девушки стало возращение на праведный путь Родиона Раскольникова, к которому чувствует сострадание и любовь одновременно. В произведении "Преступление и наказание" оба персонажа, по христианской концепции, преступники. Только вот мотивы у них диаметрально противоположны. Да, и Соня, как бы не вызывала к себе сочувствие, также нарушила нравственный закон. Но только Раскольниковым движет желание относиться не к "тварям дрожащим", а быть в разряде "высших людей". Преступление у Сони имеет жертвенный характер. Соня Мармеладова старается призвать Раскольникова к раскаянию, через страдания прийти к истине. Едет, не задумываясь, за ним в Сибирь на каторгу. Загрубевшее сердце Родиона, чувствуя нежность и заботу, не сразу, но смягчается и он постепенно отказывается от иллюзорных теорий. Соне удаётся "воскресить" Родиона к переосмыслению ценностей. Образ Сони Мармеладовой в "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского создавался как антипод Родиону Романовичу Раскольникову и его безумной идеи "сверхчеловека". Обновлено: Опубликовал(а): Yriy Внимание! Спасибо за внимание.
|
|