|
Тема родной природы в лирике С. А. Есенина (ЕГЭ по литературе)Любой человек, который хоть однажды сталкивался с творчеством Сергея Александровича Есенина, вероятно заметил, что главенствующими в его лирике являются темы так или иначе связанные с природой. И это-не просто созерцание великих, хоть и обыденных чудес вокруг, это так же и полное слияние с миром природы. И в каждом из этих чудес Есенин отмечает важный для него признак — своё родство с ним. Лирический герой буквально ощущает тонкую нить, соединяющую его душу и то, что он видит вокруг, о чём вспоминает и о чём думает. Для более полного анализа нам следует обратиться к некоторым из произведений поэта. Из биографии Сергея Александровича мы знаем, что особым периодом его жизни явились послереволюционные годы. Оказавшись в совершенно новом для себя мире, поэт терзался сомнениями. Ещё одним потрясение стала смерть близкого друга. Тема конечности жизни нашла свое отражение в стихотворении “Мы теперь уходим понемногу”.Читатель не чувствует здесь ни бунтарского духа, ни борьбы — напротив, стихотворение проникнуто смиренностью. Поэт, который, кажется, готов навсегда расстаться с миром, будто напоследок решает восстановить жизнь в памяти. В воспоминаниях мы и встречаем знакомые образы, воплощающие саму природу. Чтобы выразить эмоциональное состояние лирического героя, Сергей Александрович прибегает к риторическим восклицаниям, совмещённым с обращениями: “Ты, земля! И вы, равнин пески!”. Этот приём создает ощущение, будто будто поэт прощается с близкими друзьями. Несмотря на то, что земля порой кажется “угрюмой”, поэт не жалеет о том, что именно здесь он “дышал и жил”. Счастье для него измеряется не славой и успехом, а совершенно обыденными вещами: ощущение травы под ногами, и любовь к братьям нашим меньшим. Так, лирический герой смирился с тем, что рано или поздно будет необходимо отправиться “ту страну, где тишь да благодать”. Однако его сердце будет вечно предано родной земле, с её чащами и колосистой рожью. Другим стихотворением, в котором С. А. Есенин обращается к теме природы, является “Гой ты, Русь, моя родная…”, где центральным образом становится страна со всей её самобытностью. Как и в других произведениях этот образ совмещает как Русь, великое государство, так и её природу. Сравнивая себя с богомольцем, автор подчеркивает верность религии, а используя эпитет “захожий” показывает, что он схож со странником, забредшим в новый край старой страны. Стихотворение изобилует насыщенным описанием: запахами (“Пахнет яблоком и медом”) и звуками (“И гудит...Веселый пляс”). Лирический герой находится в идеальном мире, где вокруг лишь чистая и настоящая природа, которая буквально сливается с человеком, ведь даже девичий смех здесь схож с серёжками берёзы. Последняя строфа подтверждает мою мысль о том, что родные края заменили лирическому герою рай. Так, в каждом из приведенных стихотворений родная природа занимает значительное место. Лирический герой видит в ней идеал жизни, с помощью художественных приемов отмечает её чистоту и величие. И если в первом произведении поэт ещё допускает возможность оставить этот мир, то во втором он безраздумно готов отказаться от рая, к которому, казалось бы, стремится каждый человек. Обновлено: Опубликовал(а): Genium23 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|