Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Большие надежды» Диккенса. Способы создания характеров Пипа, Эстеллы, Мэгвича, Джо Гарджери, мисс Хэвишем (Английская Литература)

Подробно описав в романе “Большие ожидания” детство своего героя, быт и нравы тех мест, где он рос, Диккенс глубоко и убедительно мотивировал своеобразие этого характера. Сирота, с детства осознавший печальную необходимость притворяться, чтобы не быть наказанным, вынужденный приспосабливаться к вздорному характеру сестры, Пип должен был научиться скрывать свои чувства. Единственный человек, относившийся к нему по-доброму, — кузнец Джо Гарджери — не мог избавить его от необходимости лицемерить, так как сам находился в полной зависимости от жены.

Довольство и благопристойность в представлении большинства людей, окружавших Пипа, были неотделимы от богатства. Лишь состоятельные люди могли претендовать на уважение окружающих. Бедняк же не заслуживал снисхождения. Все разгневанные тирады сестры, будто бы не адресованные никому конкретно, но в действительности рассчитанные на “негодяя и бездельника” Пипа, сидевшего у неё на шее, все проповеди состоятельного дядюшки Памблчука, торжественно возглашавшиеся за праздничным столом, по существу, сводились к этой нехитрой мысли. Благоговение перед богатством не случайно стало одним из самых сильных чувств маленького Пипа: ведь с ним связывалось столько преимуществ. Правда, до некоторых пор это чувство осознавалось героем, скорее, как страх перед влиятельными родственниками и знакомыми: Памблчуком, Хамблом, Трэббом. Но впервые попав в Сатис-хаус и познакомившись с Эстеллой, Пип ощутил притягательную силу богатства, многократно усиленную блеском и обаянием неприступной красавицы. Её пренебрежение довершило тот переворот, который исподволь совершался в душе Пипа. “Презрение Эстеллы передалось ему, как зараза”. По-новому увидел он теперь тот убогий дом, где жил с рождения, и того человека, который был ему в детстве единственным другом и защитником, — кузнеца Джо.

Обо всем этом читатель узнает из уст самого героя: так как повествование ведется от первого лица, авторские характеристики героя являются и его самохарактеристиками. Иногда повествователь и персонаж расходятся. Это бывает в том случае, когда опыта Пипа недостаточно, чтобы оценить изображаемое. Так, первые сцены романа — описание рождественского вечера в доме миссис Гарджери, поимка каторжников, зарисовки местных нравов — даны одновременно с точки зрения ребёнка и с точки зрения взрослого человека. Взрослый Пип, рассказывающий о своем детстве, даже в наиболее патетических сценах напоминает о себе иронией.

Герои романа показаны во взаимодействии друг с другом, что Диккенс считал совершенно необходимым для полного раскрытия характера. Персонажи образуют группы, внутри которых вступают в диалогические отношения друг с другом (Джо, Бидди и Пип; Джо, Пип и миссис Гарджери; Орлик , Пип и Джо; мисс Хэвишем, Пип и Эстелла; мисс Хэвишем, Пип и Мэгвич; Мэгвич, Пип и Компесон). Это позволяет глубже и отчетливее выявить присущие каждому характеру свойства. В то же время все персонажи, будучи соотнесены с центральным, служат раскрытию его характера. Так, из первой характеристики Пипа читатель узнает, что перед ним традиционный герой Диккенса — маленький, несчастный, запуганный ребёнок, не знающий своих родителей. Проводя такого героя через тяжкие испытания, Диккенс в прежних романах демонстрировал его нравственную стойкость (Оливер Твист, Нелли Трент, Крошка Доррит и др.) Отношения героя с другими персонажами утверждали эту стойкость, но ничего принципиально нового в характере героя не обнаруживали. В “Больших ожиданиях” едва ли не каждая новая встреча Пипа с новым персонажем — это знакомство читателя с новым Пипом. Первая встреча с каторжником, описанная в начале романа, показала, что Пип в некоторых обстоятельствах может быть способен на малодушие. Пип вынужден обокрасть родной дом, чтобы принести каторжнику еды. Иначе, убежден Пип, каторжник с ним жестоко расправится. Пип терзается своим малодушием, но иначе поступить не в силах.(Оливер Твист, оказавшись в подобных обстоятельствах, готов был пожертвовать жизнью, но не допустить ограбления своих друзей). Затем Пип предаст не только родной дом, но и близких, и то первое предательство будет выглядеть как предвестие второго. Тем не менее малодушие маленького героя, встретившего на мрачных болотах ужасного каторжника, грозившего к тому же всяческими карами за то, что Пип не выполнит его требования, вполне объяснимо. Действия героя подчиняются здесь не авторской установке, не прекраснодушным пожеланиям и не романтическому порыву, а простой, но неумолимой логике жизни. Диккенс тонко изобразил противоречивые чувства, охватившие Пипа после кражи: раскаянье, страх перед гневом сестры, ужас перед каторжником, но вместе с тем — и жалость к нему, одинокому и заброшенному, и нежелание оказаться в его глазах “подлым щенком и обманщиком”.

Значительную роль в раскрытии характера Пипа играет его сопоставление с Джо Гарджери. Линия сопоставления Пип — Джо проходит через весь роман, во многом мотивируя те изменения, которые происходят в характере центрального героя. Джо служит тем нравственным эталоном, по которому проверяется степень нравственной деградации и самого Пипа и персонажей, его окружающих. В нравственном отношении Пип одновременно и уподобляется и противопоставляется Джо. Наблюдая всеобщее оживление при поимке беглого каторжника, Пип — как и Джо — горячо сочувствует гонимому. Как и Джо, Пип совестлив. Необходимость обманывать сестру тяготит его. С образами Пипа и Джо в равной мере связана одна из важнейших тем европейской литературы ХIX века — тема морального возрождения. Утратив иллюзии в отношении мира джентльменов, Пип не погибает нравственно, а оказывается способным возродиться к добру и правде. Это возрождение представляется более мотивированным, чем в других романах Диккенса. Автор развернуто изобразил процесс возрождения Пипа, начавшийся задолго до того, как его осознал сам герой. Как ни парадоксально, этот процесс начался одновременно с “падением”, когда герою, уже стоявшему на пороге “джентльменства”, вместе с мыслями о Джо пришли стыд и раскаяние. И впоследствии каждое упоминание о Джо будет вызывать у Пипа угрызения совести. Возможно, именно это и не даст ему подчиниться духу эгоизма. Таким образом, нравственное возрождение героя получает убедительную психологическую мотивацию, чего не было в ранних книгах Диккенса. Состояние героя в решающие моменты его жизни проанализировано здесь особенно тщательно. Оказывается, даже в самые счастливые из них Пип не переставал строго судить себя.

Позднее, приехав в родные места по приглашению мисс Хэвишем, Пип всячески старался избежать посещения родного дома. Автор вновь обратился здесь к изображению внутреннего состояния Пипа, показав, как томило героя чувство неоплатного долга перед Джо и собственной неблагодарности. Не

меньшее значение для мотивировки нравственного возрождения имеет описание болезни Пипа и тех снов, которые он видел в это время. Пипу казалось, что “он был стальным валом огромной машины, который с лязгом крутился над пропастью, и сам же в отчаянии взывал, чтобы машину остановили и его вынули из неё". В бреду Пип видел и каких-то людей, будто бы желавших ему добра. Все они рано или поздно “приобретали необычайное сходство с Джо”. Диккенс показал, что время наибольшей близости Пипа к Джо — это период становления его лучших качеств. Постепенное же отдаление от своего истинного покровителя означало для Пипа постепенную утрату лучших свойств его “я”. Тем не менее присущая человеку из народа система взглядов, сам образ его взаимоотношений с миром стали тем фундаментом, на котором формировался характер центрального героя. Само присутствие Джо в романе — существенный фактор, оказавший влияние на становление личности Пипа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.