|
«Не неравенство тягостно, а зависимость» Вольтер (идея-теория-факты) (ЕГЭ обществознание)Раскроем смысл данного высказывания, рассмотрев важнейшую обществоведческую идею — соотношение социального неравенства и свободы индивида.
Во-первых, подчеркнем, что абсолютной свободы нет и не может быть в любом обществе. Свобода — возможность выбора, осознание альтернатив. Человек свободен, если он может выбирать. Но абсолютная свобода — есть беспредел, хаос. Что не даёт превратиться свободе в хаос? Для нормально социализированного человека свобода — это ответственность. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Помимо моих желаний есть желания других. Человек не может действовать, не считаясь с объективными законами природы и общества. Животного в его «свободе» ограничивают инстинкты. Человека, кроме инстинктов, ограничивают социальные нормы: мораль, традиции, религия, право. То есть законы общества, государственное устройство.
Во- вторых, из курса обществознания мы усвоили, что любому обществу свойственно социальное неравенство – неравный доступ людей и групп к таким социальным благам как деньги, власть, престиж профессии, образования и т. д. Социальная стратификация и шкала неравенства наглядно показывают, что общество разделено на тех, у кого больше власти, прав, возможностей, т. е. свободы, и тех, у кого возможностей меньше. Вспомним историю: рабы и свободные, феодалы и зависимые крестьяне, богатые и бедные. Сегодня — это богатые и бедные, управляющие и управляемые, предприниматели и наемные работники.
Так о чем же говорит Вольтер, французский просветитель 18 века? Наверное, о том, что если невозможно построить общество, где все были бы равны, то надо стремиться к такому обществу, которое предоставляло и гарантировало бы человеку максимум прав и свобод. Наверное, современные государства, которые позиционируют себя как демократические и правовые и социальные, в наибольшей степени предоставляют своим гражданам такую возможность — быть свободными. Конечно, в рамках обязанностей перед государством, причем главной обязанностью любого гражданина является строгое соблюдение законов этого государства..
Приведем в качестве примера попытку построить в СССР бесклассовое общество, где все были бы равны. В стране не было частной собственности на средства производства, все трудились. А был ли человек по-настоящему свободен? Конечно, нет. Например, он был лишен права свободно передвигаться, извлекать прибыль из своей собственности, на свободу слова и т. д. При этом в обществе все равно сохранялись прослойки с неравным доступом к общественным благам.
Современная РФ — общество, которое разделено на страты — есть богатые, бедные, средний класс. Но при этом государство, согласно Конституции 1993 г. не только демократическое, правовое, но и социальное. Гл. 1 — человек, его права и свободы — высшая ценность. Гл. 2 предоставляет нам палитру гражданских, политических, экономических, культурных прав и свобод. Как социальное оно стремится создать для своих граждан равные возможности для получения образования, устройства на работу, получения медицинских услуг и т. д.
Приведу пример, который доказывает правоту Вольтера. Все мы, обучаясь бесплатно в школе, реализуем свое право на получение бесплатного основного общего среднего образования. А если хорошо сдадим экзамены и выдержим конкурс в ВУЗ, сможем обучаться профессии на бюджетной основе. Я и мои друзья учимся в полную силу, стараемся, а некоторые из моих одноклассников — нет. Уже к окончанию школы становится ясно, что у тех, кто старается, трудится, социальный статус будет выше, чем у тех, кто ленится и рассчитывает только на удачу или деньги своих родителей.
Государство создает условия, а вот будет ли человек их реализовывать — это его право. В этом и проявляется его «независимость», свобода. Обновлено: Опубликовал(а): Бастет Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|