|
Вы здесь: Критика24.ру › Есенин С. А.
Творческий путь Сергея Есенина. Часть 1. Дореволюционная (Есенин С. А.)Ранняя лирика Есенина пронизана любовью к своей Родине. Есенин воспевает русскую природу и русский деревенский быт. Его поэзия лишена конфликта, в ней лишь созерцание и восхищение. Лирический герой постоянно уподобляется страннику или пастуху, ведь «В древности никто не располагал временем так свободно, как пастухи. Они были первые мыслители и поэты…» — для Есенина Русь и рай это одно и то же: «Не надо рая, дайте родину мою». Первый сборник стихов Есенина называется «Радуница» — что имеет множество значений: весенние поминальные песни, название послепасхальной недели, просто слова «радость», «радушие», «радуга». «Чую радуницу Божью <…> Под венцом в кольце иголок мне мерещится Исус.» — это отсылка к христианской вере, коих очень много в лирике поэта, что неудивительно, ведь Есенин воспевает патриархальную крестьянскую Русь. К тому же в первом издании «Радуницы» было 33 стихотворения. Однако наравне с христианством в стихотворениях Есенина присутствуют и языческие мотивы: «Осень — рыжая кобыла — чешет гриву. <…> Схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу.» — Христос здесь не противопоставлен языческому олицетворению явлений природы, то есть, Есенин воспринимает их в совокупности, неразделимо. Второй сборник Есенина называется «Голубень» — означает и голубой цвет, часто встречаемый в стихотворениях: «В неколебимой синеве, ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве. <…> и голубиных облаках.» — и голубя — символ божественного благословения, тоже христианская символика. Так же для Есенина важны анималистические образы. В «Ключах Марии» он пишет: «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления <…> Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода…» — но, пожалуй, самым главным животным Есенин считает корову. В поэме «Преображение» он представляет Бога как корову, которая породила Русь: «Пою и взываю: Господи, отелись! <…> Звездами спеленай телицу Русь. <…> Небесного молока даждь мне днесь.» – Что неудивительно, ведь для крестьянина корова – это центр хозяйства и всего бытия в целом. В той же поэме Есенин пророчит приход нового времени и новых людей. Еще больше это раскрывается в другой поэме «Инония». В ней Есенин выступает против христианского Бога и славит своего, называя себя его пророком. «Я иное узрел пришествие — где не пляшет над правдой смерть. Как овцу от поганой шерсти, я остригу голубую твердь». Он противопоставляет старый город Китиш — мифический город древности и традиций — и новый город Инонию. Есенин рисует картину нового утопического крестьянского мира в Инонии и грозно предупреждает, что путь механизации, который избрала Америка, уведет её от этого нового мира. Есенин видит спасение в своей новой вере и в центре её он ставит социализм, но вовсе не научный, а свой метафизический. В поэме «Иорданская голубица» Есенин причисляет себя к большевикам и признает неизбежность падения старого отжившего мира: «Ради вселенского братства людей радуюсь песней я смерти твоей». Иорданской голубицей — отсылкой к библейскому сюжету о крещении Христа — Есенин благословляет новый приходящий мир. Обновлено: Опубликовал(а): Владислав Гончаренко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|