|
В чём символический смысл образа города в романе «Преступление и наказание»? (Достоевский Ф. М.)«Натуральная школа» (название начального периода реализма как литературного направления, для которого характерно обращение к социальным темам, разработка темы маленького человека), начавшаяся с Гоголевской Шинели, предполагала значимость влияния среды на формирование человека. Несмотря на то, что Достоевскому не хватало в данном литературном течении внимания к личности и он спорил с её концепцией: «Среда заела», вопрошал: «А где же тут человек?», среда, город в котором происходит действие романа, описана очень детально. Раскольников живет в духоте, ему буквально «воздуху-с не хватает». Весь город для главного героя — место преступления, он внимательно изучает его географию, вплоть до подсчета шагов от его дома до квартиры старухи-процентщицы. Каждый в этом городе одинок, как замечает Свидригайлов, и действительно почти никто из героев не имеет семью, а единственная семья — Мармеладовых вряд ли может быть названа счастливой, гармоничной. Неоднократно в романе описывается, как люди пытаются (удачно или нет)совершить самоубийство — Свидригайлов, женщина, бросившаяся с моста, обвинённый красильщик. Желтый Петербург автора является символическим топонимом сосредоточением пороков, отчаяния и безысходности. Как известно, символ — это образ, который в определенном контексте имеет кроме прямого лексического значения, дополнительные смыслы. В данном случае желтый цвет — это цвет болезни, денег, за/на которые всё покупается и продаётся в таком городе. Описывая его неприятную, не величественную сторону, автор создаёт душное, затхлое пространство греха и боли. География города нарочно изменена, что диссоциирует его с реальным Петербургом (133). Намеренно подчёркнута жёсткая противоречивость этого города. Практически все герои романа живут в бедной части города. Но этому миру «униженных и оскорбленных» противопоставлен величественный Петербург, от которого на Раскольникова веет холодом. В романе «преступление и наказание» Достоевский неоднократно реминисцирует к откровению Иоанна Богослова, так же известному как Апокалипсис. Так и сам образ города можно считать символическим изображение упадочного состояния мира в целом на грани конца света, Страшного суда, который так же упоминается в романе Мармеладовым. Таким образом, город в романе является символическим сосредоточением зла и в то же время одной из причиной формирования таких людей, как Раскольникова, которыми владеет «безобразная мечта», суть которой в делении людей на тварей и властелинов. Недаром именно в Петербурге оказываются Лужин, Свидригайлов, студент в трактире, размышляющий в присутствии офицера о необходимости убийства вредной старухи. Обновлено: Опубликовал(а): Lex.ki Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|