|
Одиссея Ивана Флягина по повести Очарованный странник (Лесков Н С)Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник» входит в авторский цикл легенд о русских праведниках и рассказывает историю бывшего крепостного Голована, на примере которого читателям открывается путь духовного самосовершенствования человека, путь, на котором героя то и дело подстерегают различные напасти и злоключения. За недолгие 20 глав повести Иван несколько раз меняет профессию, успевая побыть артистом, кучером, лекарем и даже солдатом. География действий также впечатляет: мы движемся в след за героем по Центральной России, посещаем столицу Империи – Санкт-Петербург, наблюдаем безжизненные пейзажи южных степей и неприступную мощь и опасность Кавказских гор.
Неслучайно повесть считается своеобразной «русской одиссеей». Известная поэма древнегреческого поэта Гомера уже давно стала именем нарицательным и обозначает жизнь, полную странствий, с множеством препятствий и удивительных приключений, из которых герой должен выпутаться, применив всю свою хитрость и сноровку. Ради чего? Ради дома, к которому некогда царь Итаки Одиссей так рьяно стремился на протяжении 10 лет, вступив в бой с силами богов.
Только вот наш герой, Иван Флягин, шёл к своей цели не 10, а куда больше лет. Ведь только войны на Кавказе длились для него 15. Да и дома у Ивана тоже больше не было. Потеряв по пути не только документы, но и прежнюю личность (герой уходит в армию под чужим именем, но при попытке открыть правду полковнику получает ответ: «говорят…Иван-де Северьянов хотя и был и у князя служил, только он через заочный выкуп на волю вышел и опосля того у казенных крестьян Сердюковых в доме помер»), Иван остается один на один с большим миром, найдя временное утешение в религии и став лишь образом в устах людей: «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический…русский богатырь».
Таким образом, между Флягиным и Одиссеем есть немало различий. Что же тогда общего? Истории столь разных героев, на мой взгляд, объединяет тот рок, с которым каждому пришлось столкнуться. И если для Одиссея – это гнев Посейдона, то для Ивана – наказание за убитого им монаха: «будешь ты много раз гибнуть и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель…и пойдешь в чернецы». Действительно, на протяжении повествования жизнь Ивана буквально висит на волоске. Падение под обрыв, жизнь с цыганами, война на Кавказе. И из всех этих злоключений герой выходит благодаря своей сообразительности (как в случае с побегом из табора при помощи фейерверков), благодаря удаче, недюжинной физической и нравственной силы.
Только вот история «русского Одиссея» кажется мне куда более печальной и глубокой, нежели мифического. Иван Флягин так же, как и его легендарный прототип, оказывается заложником своей непростой судьбы. Он окружен мистикой (явление во сне убитого им монаха, искушение беса в образе цыганки Груши) и людскими, совсем не сказочными бедами. У него нет дома, в который можно вернуться. И даже уготовленный ему роком монастырь не приносит успокоения. Всю жизнь герой находится в бесконечном странствии, неся с собой веру и любовь, будь то родительскую к маленькой девочке или романтическую к Груше. Он очарован миром и людьми в этом мире. Иван признается: «Мне за народ очень помереть хочется».
Флягин являет собой человеческое воплощение русской национальной идеи с её мессианством, религиозностью, покорность судьбе, жертвенностью и недюжинной силой характера. История героя схожа со злоключениями Одиссея, но по внутреннему содержанию кажется куда более страшной, живой и от того такой очаровательной. Обновлено: Опубликовал(а): ^Наталья^ Внимание! Спасибо за внимание.
|
|