|
В чем отличие доброты от милосердия? (Итоговое сочинение (декабрьское))Доброта и милосердие – это одно и то же? Конечно, нет. Доброта – это качество человека, проявляющееся в положительном отношении ко всему окружающему миру. Милосердие же, напротив, проявляется в сочувствии более слабому либо попавшему в сложную ситуацию человеку. И, несмотря на близость этих понятий, у них всё-таки есть несколько отличий. Самое главное из них заключается в том, что доброта – понятие куда более глубокое и включающее в себя, кроме милосердия, и другие качества, такие как сострадание, любовь к ближнему, и другие. Милосердие может проявляться в сиюминутном порыве. Иными словами, доброму человеку зачастую оказывается присуще милосердие, а вот милосердному – доброта свойственна отнюдь не всегда. В поисках примеров обратимся к классической литературе. Настоящая доброта встречается редко, а потому персонажей, наделённых этим качеством, очень немного. Но мы можем найти действительно добрых героев в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сразу вспоминается Марья Болконская, сестра князя Андрея. Автор описывает её как невзрачную и некрасивую девушку, однако главное в ней – не внешние достоинства, а красота души. Княжна Марья долгое время жила вместе со своим отцом в Лысых Горах, и, несмотря на постоянные обиды и притеснения со стороны старого князя, она никогда не злилась на него и не пыталась досадить в ответ. Девушка прощала своему отцу все его недостатки, ведь она очень его любила. Стоит вспомнить, что когда старый князь с дочерью приезжают с Москву, и жизнь девушки становится практически невыносимой, она, понимая, что нужна своему отцу в это непростое для него время, остаётся с ним. Такие черты характера Марьи Болконской, как любовь к ближнему, всепрощение и безграничное понимание позволяют назвать её действительно добрым человеком. К тому же, княжне присуще и милосердие. Она никогда не отказывает в помощи «божьим людям», то есть странникам. Конечно, Марья Болконская помогает им не из корыстных побуждений, а из-за сострадания к этим людям. Так, на примере характера данной героини мы видим, что доброта – это постоянное качество, которое включает в себя, в числе прочего, и милосердное отношение к окружающим. Но милосердие может быть просто сиюминутным порывом жалости. Так, например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой часто проявляет милосердие, но при этом мы не можем назвать его добрым. Вспомним эпизод, когда Родион Раскольников, сам крайне стеснённый в средствах, отдаёт все оставшиеся деньги потерявшей кормильца семье Мармеладовых. Ведь он действительно сочувствует голодающим детям, страдающей от чахотки Катерине Ивановне и Соне, которая вынуждена жертвовать собой, чтобы прокормить младших сестёр и брата. Несмотря на то, что этот поступок является проявлением милосердия, мы не можем назвать Раскольникова добрым человеком. Всё-таки невозможно простить ему убийство старухи-проценщицы и её сестры. Таким образом, получается, что можно быть милосердным, но при этом страдать от нравственных пороков и нести окружающим зло. В заключение хотелось бы сказать, что добро, сочувствие, милосердие являются лишь нравственными категориями. Самое главное – это на практике доказывать свою доброту, помогать людям делами, а не рассуждениями о высоких материях. Можно сказать, что милосердие – лишь малая часть того, что должно быть присуще по-настоящему доброму человеку. Но, тем не менее, очень важная часть. Если бы в мире не было милосердия, он был бы куда более жесток, а потому важно развивать в себе это качество и стараться быть добрее к людям. Обновлено: Опубликовал(а): anora-nt Внимание! Спасибо за внимание.
|
|