Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Батюшков Константин Николаевич - биография поэта (Литература XVII—XVIII веков)

Константин Николаевич Батюшков был сыном Николая Львовича Батюшкова и Александры Григорьевны Батюшковой (урожденной Бердиевой); оба родителя принадлежали к старому дворянству. У Константина было три старших сестры (Александра, Елизавета и Анна) и одна младшая (Варвара). У его отца также были дети от второй жены, Авдотьи Теглевой, один из которых, Помпей Батюшков, впоследствии стал издателем биографии Константина и сборника сочинений (1885-87), изданных под редакцией ведущего академика Леонида Майкова. Семейная традиция говорила о Николае как о"дворянине из милости императора". Его карьерные трудности можно было объяснить неблагоприятным отношением Екатерины II, вызванным его участием в" деле " своего дяди (Ильи Батюшкова), сосланного в 1770 году.

Первые годы жизни Константина Батюшкова трудно реконструировать.

Первые четыре года своей жизни он, вероятно, провел в Вологде; точное место его жительства с 1792 по 1796 год неизвестно: возможно, с отцом (сначала в Вятке, а затем в Петербурге), возможно, с дедом, Львом Андреевичем Батюшковым, в их родовом имении, селе Даниловское Бежецкого уезда Тверской губернии. Однако именно проведенная в Петербурге Юность Константина сыграла важнейшую роль в его становлении как поэта.

Самое раннее дошедшее до нас письмо Батюшкова из Петербурга датировано 6 июля 1797 года. Свои первые годы там он провел в пансионатах (частных школах-интернатах). Контакт с его родственниками ограничивался перепиской и редкими встречами. С 1797 по 1800 год он учился в пансионе под руководством француза О. П. Жакино; это была довольно дорогая школа для детей из хороших семей. Большинство предметов преподавались на французском языке; учебная программа включала французский, русский, немецкий языки, богословие, географию, историю, статистику, арифметику, химию, ботанику, каллиграфию, рисование и танцы. В 1801 году Батюшков поступил в пансион итальянца И. А. Триполи, который окончил в 1802 году. Именно здесь Батюшков начал изучать итальянский язык. Его первым литературным подношением, однако, был перевод на французский язык речи митрополита Платона по случаю коронации Александра I; осенью 1801 года она была опубликована в виде отдельной брошюры Платоном Соколовым, знакомым его отца.

1802 год условно считается началом поэтической карьеры Батюшкова. В письме к Николаю Гнедичу от 1 апреля 1810 года он писал, что свое первое стихотворение сочинил в возрасте пятнадцати лет.

Окончив пансион, он поселился вместе с двоюродным братом своего отца Михаилом Муравьевым и его женой Екатериной Федоровной Муравьевой. Дружба, покровительство и влияние Михаила Никитича Муравьева, одного из важнейших писателей русского сентиментализма и создателя русского "светлого стиха", были решающими в духовной биографии Батюшкова. Батюшков позже признался, что был обязан Муравьеву своим образованием. Страстный любитель античности, он познакомил Батюшкова с латинским языком и классической литературой. В своем доме Константин, очевидно, познакомился с поэтами, которыми восхищался, Гавриилом Державиным и Василием Капнистом; скорее всего, он также подружился там с Алексеем Николаевичем Олениным, который был одновременно успешным "бюрократом" и знающим любителем искусств. Круг оленина, как бы ни различались литературные воззрения его членов, был эстетическим центром русского неоклассицизма, или русской стилевой империи, сочетавшей в себе "культ чувства" с интересом как к классической, так и к Северной античности. Оценка атмосферы этого кружка во многом способствует пониманию поэтики Батюшкова.

20 декабря 1802 года Батюшков вступил во вновь образованное Министерство народного просвещения, "без жалованья и самоокупаемости". Муравьёв стал помощником министра народного образования, а также руководителем образовательных учреждений Москвы. Неудивительно, что с таким покровителем Батюшков служил, по его собственным словам, "удачно и не очень усердно" (успешно и не очень усердно). Поначалу его служба была полностью номинальной; очевидно, что пятнадцатилетний подросток занял бы такую нереальную должность только для того, чтобы выполнить предписанное количество лет и получить хотя бы самое низкое звание в Петровской "табели о рангах" (соответствующее четырнадцатому, т. е. низшему классу). Он был удостоен этого звания 7 ноября 1803 года, а 21 июня 1804 года вышел в отставку.

Всерьез писать стихи Батюшков начал в 1804 году (по крайней мере, датировка его первых произведений 1802-1803 гг. не документирована). Два стихотворения условно считаются написанными до первого опубликованного стихотворения. Первый из них, "Бог", является прямым подражанием духовным одам Державина (отголоски Державина продолжали появляться в зрелом творчестве Батюшкова, но лишь как один элемент его собственного, высоко индивидуального стиля). Другое стихотворение - " мечта "(название, обычно переводимое как" сон", может также означать" фантазия "или"воображение").

Никогда не довольствуясь реализацией своей идеи, Батюшков переработал "мечту" до конца своей литературной жизни; таким образом, можно проиллюстрировать эволюцию стихосложения и словесного стиля Батюшкова, используя только примеры из последовательных формулировок этого произведения. Написанная под влиянием лирики Муравьева и включающая в себя как оригинальные, так и переводные фрагменты, эта пьеса стала манифестом собственной эстетики Батюшкова: "мечта есть душа поэтов и стихов". Это сближает его с Карамзиным и ранним Жуковским, но даже в "мечте" уже очевидна литературная поза эскаписта и гедониста. Скорее всего, именно программный характер этого, в целом довольно слабого, стихотворения продолжал удерживать интерес его в остальном самокритичного автора.

Отношения Батюшкова с коллегами по Министерству составляют часть его литературной биографии: ведь многие из них были поэтами, эссеистами или издателями. Например, Николай Иванович Гнедич, член кружка оленина и будущий переводчик "Илиады"; Иван Петрович Пнин, поэт и публицист, председатель (с июля 1805 года до своей смерти в сентябре 1805 года) Вольского общества любителей словесности, науки и искусства (Вольное общество любителей словесности, науки и искусства). Другие коллеги были также членами свободного общества: Николай Радищев, сын известного писателя Александра Радищева; Дмитрий Иванович языков, секретарь Общества (и его президент с 1807 по 1811 год).

Стилистика и жанровый репертуар Батюшкова того периода были отчасти ориентированы на вкусы этой литературной группы.

Осенью 1806 года Наполеон оккупировал Берлин и большую часть Пруссии, союзника России; Александр I объявил массовый сбор. 13 января 1807 года Батюшков с гражданским чином, соответствующим двенадцатому классу, был приписан к штабу генерала Николая Николаевича Татищева под командованием Оленина (генерал был командиром Петербургского ополчения, Добровольческого корпуса). 22 февраля он записался в петербургский батальон ополчения полковника Веревкина сотенным (младшим офицером) и немедленно отправился на Запад. 2 марта он был в Нарве, 19 марта &襏 в Риге, откуда отправил Гнедичу письма, содержащие импропту и еще одно стихотворное послание. Во время участия в Прусской кампании он познакомился с Иваном Александровичем Петиным, офицером, которому предстояло стать еще одним близким другом.

В начале января 1815 года тяжелая болезнь вызвала нервную реакцию, что привело к временному изменению его взглядов на избранный им поэтический путь. В письме к Вяземскому от февраля 1815 года он приводит заключительные строки из полного варианта элегии к Фурману: "Муза... Светильник гасит дарованья " (Муза... гасит фонарь вдохновения). Также в феврале он написал посвящение Блудову в рукописном сборнике. Он утверждал, что его поэзия была недостаточно проработана, но что она состояла из подлинной истории страстей ("история страсти"); он называет сборник "журналом"... поэта"("дневник поэта"). Эта пьеса, с заглавием "к друзьям" (друзьям), стала посвящением стихотворения во втором томе "опыты". Что характерно, Батюшков искал оправдания своей" недостойной " поэзии.

В марте он отправился на поиски духовного исцеления в сопровождении Екатерины Муравьевой; вторую неделю Великого поста они провели в одном из Тихвинских монастырей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.