|
Художественная деталь в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева наполнен художественными деталями, которые играют большую роль как в сюжетном содержании, так и в авторских комментариях. Детали можно разделить на четыре основные группы: портретные детали, бытовые, пейзажные и эпизодические. Так как в первой главе действие начинается со знакомства с описанием Николая Петровича, следует разобрать его портрет в первую очередь: “барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах”. Такой предмет одежды, как клетчатые панталоны, с середины XIX века перестаёт быть необычным для барина лет сорока с небольшим, также как и слуги Петру более не возбраняется носить серёжку в ухе и разноцветные волосы. Молодые люди живут в этом времени, в своей среде, поэтому им не требуется “не отставать”. Предыдущему поколению со сложившимися и укоренившимися порядками поспеть за молодёжью представляется непростой задачей. Николай Петрович не может отказаться от прошедшего века; игра на виолончели и фортепьяно, чтение поэм Пушкина и сентиментальная любовь к природе составляют уклад его жизни, который остаётся неизменным до приезда сына. Стремиться ли Павел Петрович к прогрессу? Его портрет являет собой соединение аристократического благородства, изысканной аккуратности и педантичного следования “принсипам” - всех признаков твёрдой позиции дворянства в первой половине XIX века. Его идеальный внешний вид не воспринимается средой разночинства. Базаров с иронией замечает следующую бытовую деталь: “В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо - английские рукомойники, то есть прогресс!”. Распространение по дому английских рукомойников - явный след хозяйствования Павла Петровича. Сам предмет этот действительно представляет собой достижение в области гигиены, но факт незапирающейся двери перечёркивает всю пользу таких нововведений. В эпилоге, когда Павел Петрович уезжает за границу, автор отмечает на его письменном столе серебряную пепельницу “в виде мужицкого лаптя”. Эта деталь служит напоминанием о родине, но лучше всего она исполняет роль насмешки над разницей между образом жизни Павла Петровича и его славянофильскими взглядами. Газета Galignani, которую ежедневно читает Павел Петрович, ещё обладает в это время высокой репутацией за широкий обзор новостей и прогрессивность излагаемых идей, но для Базарова это уже отголосок прошедшего. Получается, что и Николай Петрович, который пытается устроить “ферму”, и его брат, который почти не участвует в хозяйстве, стремятся к прогрессу, но оба едва ли преуспевают в его осуществлении. Не менее рукомойника важна следующая деталь - предметы обстановки замкнутого пространства. Ни род Базаровых, ни род Кирсановых службы не чуждается, что свидетельствует о непоколебимости принятых обычаев и о внедрившейся в образ жизни дисциплине, но с приходом нового времени приходит и новый вид деятельности - естественно-научные исследования, изучение материального мира. Базаров здесь представляет собой довольно редкий характер: он называет себя “самоломанным”; он избирает путь нигилизма, нашедшего распространение при изучении человеческого естества; он находит возможность самореализации. Всё это, возможно, есть следствие семейной дисциплины и пришедшего из детства желания подражать великому полководцу Суворову. Портретная характеристика Базарова при первом описании его внешности заключается в его обнажённой красной руке - эта деталь сразу же выдаёт настойчивость, властность, грубоватую простоту в обращении и независимость от окружающего мира. В предсмертном прощании он признаёт, что его деятельность в качестве врача нужна обществу, но не в качестве нигилиста: “Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...”. И доктор, и учёный-естественник тоже нужны. Познания Базарова в мире природы поражают своим разнообразием - ходя по саду, со знанием дела и нескрываемой теплотой он говорит Аркадию, что “надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему”, что “акация да сирень - ребята добрые, ухода не требуют”. Каждое дерево и куст, упомянутые в романе, становятся пейзажной деталью: осина с ямой, которые напоминают Базарову его детство, обладают особенным талисманом; “ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями” обозначают плохое состояние и расстроенность имения Кирсановых, а о силе Базарова Василий Иванович говорит, что “дуб и тот бы вылетел вон!..” Автор упоминает множество видов птиц - от взогнанных возле осиновой рощи бекасов до молодого ястребка, звеневшего немолчным писком в верхушке деревьев, - и каждая птица знаменует собой события романа или заключает в себе образ какого-нибудь героя. Например, когда Базаров сравнивает Аркадия с галкой, намекая как на пример создания семьи, он невольно предсказывает его судьбу. "Перепелкой" назван Ситников, ассоциирующийся с жалкой пародией на авторитетного первопроходца-нигилиста. - эта эпизодическая деталь предвещает не только конфликт идей Базарова и Павла Петровичем, но и конфликт поколений между Базаровым и его родителями. В первом случае роль цыплёнка будет играть Базаров, роль кошки - Павел Петрович; во втором же - на месте цыплёнка будет Василий Иванович и похожая на “куропатицу” Арина Власьевна, а на месте кошки - Базаров, который по верному замечанию Кати “хищный”, поэтому чужой всем. “Сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым” - во внезапном замечании Аркадия проскальзывает философская мысль о жизни и смерти, что Аркадию несвойственно, а особенно в разговоре с Базаровым. Автором используется несобственно-прямая речь для отсылки читателя к роману “Рудин”, что подтверждается ответной репликой Базарова:”— О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров,— об одном прошу тебя: не говори красиво”. Одной из самых важных деталей, проходящей сквозь роман, является “лес”. В четвёртой главе Аркадий, расспрашивая отца о произошедших изменениях, отмечает, что ему “жаль леса”, который продал отец, в то время, как в двадцать седьмой главе умирающий Базаров произносит в полубреде: “Тут есть лес...”. Обреченность леса подчеркивает мотив смерти в пейзаже и как бы предсказывает трагичную смерть Базарова. Художественная деталь широко представлена в романе “Отцы и дети”, с её помощью автор создаёт образы героев, поддерживает развитие сюжета и обращает внимание читателя на поднятые проблемы. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание.
|
|