|
Мотив несбывшихся надежд в произведениях А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и И. С. Тургенева «Ася», «Отцы и дети». Часть 2 (Сравнительный анализ)В повести Тургенева “Ася” реалистический метод органично сочетается с проблематикой романтизма. За историей одной любви прочитывается философское обобщение, поэтому и многие детали приобретают символический смысл. Рассказчик, господин Н. Н., вспоминая о своём пребывании в Германии, ведёт речь о том, как он познакомился с Асей и её братом Гагиным. Как он с проницательностью отмечает, Гагин – “русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара”, чем доказывает неспособность этой души к неустанному труду художника и невозможность исполнения мечты Гагина. Тем не менее, рассказчик сходится с ним, чем крепче становится их дружба, тем чаще их волнует непредсказуемое поведение Аси. Героиня предчувствует, что сама не способна с собой справиться, что сближает её с загадочной возлюбленной, княгиней Р., Павла Петровича Кирсанова из романа “Отцы и дети”. Её образ бесконечно расширяется, потому что в нём является стихийное, природное начало. Близость к природе проявляет в ней романтический тип “естественного человека”, более того целая глава повести посвящена описанию природы – всё это противоречит принципам реалистического объективизма и последовательному изложению событий. Ася предчувствует свою любовь и скорую развязку событий в связи с ней, поэтому шлёт Н. Н. записку, извещающую о необходимости встречи. Гагин уверен в том, что его друг не женится на сестре, и его слова в оправдываются в развязке после любовного объяснения – рассказчик не может вовремя понять, что Ася “не могла вынести того, что всякая другая снесла бы”, упускает возможность исправить положение, на что, однако, надеется. После долгих и безуспешных поисков Гагиных, он осознаёт, что их след уже нельзя найти заново, и предаётся печальным размышлениям об их участи. Завершают повесть обращения рассказчика к самому себе, где он сравнивает увядшую ветку гераниума и человеческую жизнь. Здесь выражаются его сожаления о несбывшихся “крылатых надеждах и стремлениях”, а за его психологическими наблюдениями угадываются личные переживания автора. В романе Тургенева “Отцы и дети” мотив несбывшейся надежды проходит через любовный и социально-нравственный конфликты. Выражение современного автору типа нигилиста имеет цель охарактеризовать явление послереформенных новых идей XIX века, что является реалистической чертой. Однако фабульная любовная линия доказывает отсутствие будущего у нигилистов, так как их утверждения противоречат всем накопленным человечеством принципам. Евгений Базаров, главный герой и представитель этого течения, не имеет предыстории, а значит не имеет и ключа к раскрытию характера. Его образ читатель узнаёт из прямолинейных и иногда грубых реплик героя о ненужности живописи, поэзии, музыки и культуре чувств, направленных на опровержение “принсипов” Павла Петровича. Друг Базарова, Аркадий Кирсанов, только недолгое время придерживается радикальных идей, так как его характер – романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства – не может реализоваться в суровых условиях нигилизма. Аркадий скрывает свои чувства, надевает маску снисходительного сына к отставшему от мира отцу не намеренно, он пробует на себе форму поведения своего учителя, но ему суждена иная жизнь, спокойная и размеренная, как у Николая Петровича. Отставание Аркадия от убеждений нигилизма проявляется при встрече с Катей. Он меньше проводит времени со своим другом и больше уделяет игре на фортепиано и прогулкам. Катя, почувствовав близость перемен в своей жизни, готова выйти из под опеки своей старшей сестры. Символическим становится эпизод с собакой Фифи, которая “в надежде, что её поведут гулять”, выбегает за дверь и остаётся одна, скребясь и повизгивая. Гордость и непреклонность Базарова перед авторитетами сталкиваются с его настоящими, живыми переживаниями при встрече с Одинцовой. Он отступает от непоколебимости своих воззрений на живопись и признаёт её некоторую пользу. Светский спор – деликатный обмен доводами – занимает Базарова в меньшей степени, когда он осознаёт свою любовь к Одинцовой. Тяжёлая страсть, “похожая на злобу и, быть может, сродни ей”, преследует Базарова, под её влиянием в нём происходит нравственный перелом, вместе с он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюблённого и не принимая “милостыни” в виде жалости Одинцовой. В итоге он так же мало способен примириться с самим собой, как и с тем, что его окружает. Проверка жизнью сменяется подведением итогов: дуэль Базарова и Павла Петровича уравнивает их положение и примиряет их, причём последний отказывается от аристократической гордости и отправляется за границу “доживать”. Его отъезд равносилен для автора социальной смерти, подтверждению своей окончательной чуждости и бесполезности для России. С этой же ситуацией сталкивается и Базаров, оказавшийся несостоятельной социальной фигурой. Отстранившись от общественного поприща, разойдясь с Аркадием (“Ты славный малый, но ты всё-таки мякенький, либеральный барич”), получив отказ от Одинцовой и разуверившись в правоте своего мировоззрения, он теряет своё место в жизни и перестаёт ею дорожить. С его смертью снимается основной социально-нравственный конфликт романа – вместе с отстранением от жизни обоих антагонистов. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|