|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по литературе
Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина (ЕГЭ по литературе)Александр Сергеевич Пушкин в стихотворениях «19 октября», «И.И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей…», «Во глубине сибирских руд…» и «Арион» затрагивает, раскрывает тему дружбы. Стихотворение «19 октября» посвящено дню Лицея, в котором учился А.С. Пушкин. Написано было в период михайловской ссылки. В стихотворении 19 строф, каждая из которых состоит из 8 строк. Это лирическое произведение, которое написано в форме послания. Система рифмовки опоясывающая или перекрестная: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. В произведении автор использует эпитеты: багряный убор, увянувшее поле, отрадное похмелье, пленительная привычка, гитара сладкогласная, привет унылый, любовник беспокойный, блуждающая судьба, запоздалый друг, затворник опальный. Они служат для авторской окраски, благодаря которой создается определённое настроение у читателя. В стихотворении А.С. Пушкин употребляет метафоры: проглянет день как будто поневоле, вино, осенней дружбы друг, запоздалый друг, под миртами Италии прекрасной он тихо спит, сын севера, с лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя, ты простирал из-за моря нам руку, срастался он [союз] под сенью дружеских муз, судьбу благословил. Они служат для яркого сравнения, что помогает представить картину более полной. Автор использует прием аллитерации: Роняет лес богРяный свой убоР, сРебРит моРоз увянувшее поле. Он создает бодрое, пробудившееся настроение у читателя.А.С. Пушкин употребляет риторические вопросы: Но многие ль и там из вас пируют? Чужих небес любовник беспокойный? Они служат для привлечения внимания читателя. Автор употребляет фразу «я пью один», ведь он испытывает грусть и одиночество. Сравнение «нам целый мир чужбина; отечество нам Царское Село» служит для того, чтобы показать, насколько важно в жизни лицеистов Царское Село, что даже целый мир не сравниться с ним. Настроение на протяжении всего стихотворения меняет вместе с душевным состоянием лирического героя. Сначала он испытывает тоску и грусть, но после вспоминает лучшие годы в лицее, которые провел вместе с отличными людьми, которые стали для него семьей. Несмотря на то, что друзья давно не виделись их дружба остается сильной. Для них нет таких преград как время и расстояние, ведь они мысленно друг с другом. Стихотворение «И.И. Пущину» написано Пушкиным в 1826 и связано с приездом к опальному поэту его другу лицеиста И.И. Пущину. Это лирическое произведение относится к жанру послание. Имеет следующую рифмовку: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Автор использует эпитеты: друг бесценный, двор уединенный, лицейские дни. Пушкин говорит, что Пущин имеет важное место в его душе, но из-за долгой разлуки он тоскует по нему и счастливым дням, проведенным в лицее. Также автор пишет последнюю строфу в побудительном наклонении, это пожелание звучит словно заклинание-пророчество. Пушкин очень ценил и бережно относился к дружбе с Пущиным. Поэт был рад общаться с таким человеком, поэтому стихотворение пропитанно трогательным чувством. Пушкин сочувствует Пущину, ведь они оба оказались в ссылках из-за своих искренних убеждений, которые сложились во время учебы в лицее. После прочтения стихотворения у читателя возникает чувство воодушевления, ведь поэт старался одухотворить своего друга. Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» посвящено годовщине Лицея. Это лирическое произведение относится к жанру послание. Имеет перекрестную рифмовку: Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своем веселии мрачнее; Тем глуше звон заздравных чаш И наши песни тем грустнее. Автор использует следующие эпитеты, которые помогают почувствовать настроение лирического героя: святая годовщина, чистые помышления, верный круг, лицейский пир. Поэт употребляет метафоры, чтобы обратить внимания читателя, а также для яркого сравнения, что помогает представить картину более полной: звон заздравных чаш, средь пиршеств молодых душою часто омрачались, рок судил, смерти дух средь нас ходил, разбросанные спят, утекший гений. Автор использует анафору: товарищ юности живой, товарищ юности унылой, товарищ песен молодых… Стихотворение пропитанно грустью и печалью, ведь все друзья умерли «шесть мест упразднённых стоят». Автор скучает по времени, когда они были вместе, ведь все были молоды, оптимистичны, уверены и полны энтузиазма. Пушкин предвещает свою скорую смерть. На время написания стихотворения он не знал, что последний из его друзей Обновлено: Опубликовал(а): miss_chuvey Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|