Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смирение — благо или зло? (Итоговое сочинение (декабрьское))

Бывают вопросы, на которые нельзя сразу, без учета определенных обстоятельств, дать однозначный ответ. К такому типу вопросов относится и предложенная тема - «Смирение — благо или зло?» Ну что ж, давайте размышлять. Заранее стоит оговориться, что пишущий не претендует на безоговорочную правоту своих взглядов, это лишь размышления по поводу…

Начнем с ключевого слова темы - «смирение». Слово многозначное. В толковых словарях выделяется, как правило, два его основных значения: готовность подчиняться чужой воле и покорность обстоятельствам и отсутствие гордости. Но и в данных пояснениях трудно определить — положительное это качество или отрицательное. Обратимся к произведениям художественной литературы.

Смирение как добровольное подчинение себя чьей-то воле мы видим в образе Фирса, слуги Раневской и Гаева (комедия А.

П. Чехова «Вишнёвый сад»). Сызмала подчинившись воле господ, Фирс не воспринимает себя как самостоятельную личность. Он смиренно служит хозяевам — помогает одеться (раздеться), беспокоится о сохранении привычных устоев быта. Его смирение — это жизнь-служение бывшего крепостного. Но оценено ли его смирение? Покидая проданную усадьбу, господа попросту забывают своего верного слугу в заколоченном доме, обрекая его на неминуемую гибель. Без сомнения, такое «смирение» - зло, оно делает человека несчастным и, к сожалению, часто не оценивается окружающими.

Но вот другой пример — няня Пушкина Арина Родионовна. Крепостная крестьянка, она беззаветно служила семье Пушкиных — сначала была няней матери поэта, а потом и его самого. Ее преданность семье была так велика, что она отказалась даже от предоставленной ей «вольной». Но и благодарность поэта была безгранична — сколько прекрасных строк посвятил он любимой няне! Поистине благородное смирение - служение, но служение достойным людям!

А ведь бывает еще и ложное смирение. Вспомним Варвару Кабанову из драмы А. Н. Островского «Гроза» или Молчалина из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Разумеется, такое «смирение» – явное зло.

Но смирение можно рассматривать и как скромность духа, отсутствие гордыни, кротость. И здесь нельзя не вспомнить Соню Мармеладову, любимую героиню Ф. М. Достоевского из романа «Преступление и наказание». Одно из определяющих качеств Сони Мармеладовой — удивительная скромность, стремление помогать другим людям, что подкреплено ее безграничной верой в Бога. Вот почему, видя, как страдает ее семья — мучается от безденежья и безысходности чахоточная Катерина Ивановна, донашивают обноски брат и сестры, бежит от проблем пьющий отец, - девушка принимает решение «пойти по желтому билету». И эта жертвенность не протест против действительности, а стремление помочь близким. Соня прощает и мачеху за несправедливые и горькие слова в свой адрес, и спившегося отца, и Раскольникова за убийство Лизаветы, которую она знала. Однако это не слабохарактерность, а сила и цельность характера.

Вообще смирение, в основе которого лежит религиозная вера, - одна из главных добродетелей в жизни христианина. Но опять же здесь не все просто. Вспомним Платона Каратаева (роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир») - яркий пример религиозного смирения перед судьбой. По его глубокому убеждению, если быть покорным и не озлобляться, то справедливость обязательно восторжествует. Каратаев идет на военную службу вместо младшего брата, имеющего семью; придерживается идеи растворения личного в общем. Но его смирение никак не повлияло на французов: те убивают заболевшего лихорадкой Каратаева как ненужную обузу. Да и Пьер Безухов, вначале проникнувшийся идеями этого героя, впоследствии отказывается от них.

Что же мы имеем в результате наших размышлений? Смирение можно рассматривать и как рабскую покорность, и как внутреннюю силу, позволяющую не отвечать агрессией на агрессию. Но жизнь так многогранна, так многопланова, что смирение может быть благом или злом в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть проявлением как силы, так и слабости. Мне же всё-таки ближе высказывание Конфуция: «На добро надо отвечать добром, а на зло справедливостью».

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.