Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф. М. Достоевский) (Итоговое сочинение (декабрьское))

Лучшие произведения русских классиков всегда отличались глубокой верой в добро, изначально заложенное в душе человека. В нравственный императив. Являющийся, по мнению немецкого философа Иммануила Канта, доказательством существования Бога. Русские писатели не верили и не хотели верить в то. что зло – нормальное состояние людей. Напротив, зло, как и война, по определению Л. Н. Толстого. «противное человеческому разуму и всей человеческой природе» событие. Эту традицию классиков в решении вечной философской проблемы добра и зла продолжает писатель двадцатого века М.

А. Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита».

Его герой Иешуа Га-Ноцри, художественное осмысление образа Иисуса Христа, убеждён в том, что «злых людей нет на свете». Все люди для него добрые. И Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, которого в Ершалаиме называют «свирепым чудовищем» и который подписал смертный приговор Иешуа. И Левий Матвей, бывший сборщик податей, который вначале так неприязненно отнёсся к бродячему философу и даже оскорблял его. И Иуда из Кириафа. Который пригласил к себе в дом Иешуа, зажёг светильники и задал ему провокационный вопрос про государственную власть с тем. Чтобы предать его. И кентрион первой кентурии Марк Крысобой, который ударил Иешуа бичом. Чтобы тот называл Понтия Пилата не «добрым человеком», а игемоном. Мечтатель-философ Иешуа уверен в том, что, если бы он поговорил с Марком Крысобоем, тот бы резко изменился, стал бы мягче и добрее. Он верит в чудодейственную силу слова, которое, как лакмусовая бумажка. Проявляет в человеке всё самое лучшее и доброе. Что изначально заложено в человеческой душе. Ведь послушал же его Левий Матвей, «стал смягчаться, наконец, бросил деньги на дорогу» и пошёл вместе с Иешуа, ставшим для него Учителем.

Если Иешуа в романе- носитель добра, то Воланд – носитель зла, демонических сил, Князь тьмы, сатана. Автор помещает его в современную ему московскую действительность тридцатых годов. Воланд является в Москву вместе со своей свитой единственно с одной целью: узнать, изменились ли люди внутренне. С этой целью он устраивает в театре Варьете сеанс чёрной магии. В середине концерта на людей сыплется откуда-то прямо с потолка денежный дождь. Отталкивая друг друга, зрители ловят заветные червонцы, глаза их возбуждённо блестят. А когда конферансье Жорж Бенгальский называет этот «деньгопад» случаем массового гипноза, публике эта речь не понравилась. На вопрос Фагота, что сделать с надоедливым Бенгальским, кто-то на галерке сурово сказал: «Голову ему оторвать!». Кот Бегемот мгновенно исполняет это пожелание. «Ради бога, не мучьте его!» - прозвучал из ложи женский голос, а публика попросила простить несчастного конферансье. Кот водружает голову бедного конферансье на место. Воланд делает вывод: «Люди как люди. Любят деньги… легкомысленны… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их…». Итак, даже сам князь тьмы утверждает, что люди не злы по своей природе, грешны, но в них есть добро и милосердие.

Соотношение добра и зла в романе Булгакова раскрывается по-новому. Добро и зло не противоборствуют, а сосуществуют и даже сотрудничают друг с другом, словно два ведомства с различными функциями. Добро в лице Иешуа Га-Ноцри осуществляет функцию прощения и милосердия. Зло в лице Воланда карает грешников и тем самым ведёт их к исправлению.

Таким образом, роман Булгакова и его герой Иешуа Га-Ноцри доказывают, что зло изначально не заложено в натуре человека, что все люди изначально добрые.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.