|
Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» (Пушкин А. С.)Большая часть жизни Александра Сергеевича Пушкина — великого писателя и поэта, без которого русская литература немыслима, прошла в Северной столице нашей страны. Санкт-Петербург, город основанный Петром Первым, был любим Пушкиным. Часто действия его известнейших произведений разворачиваются именно здесь. Это не удивительно, ведь в Петербурге и началась писательская деятельность Александра Сергеевича, здесь он начал сочинять стихотворения, здесь работал над своими первыми поэмами, повестями, романами.
Действия поэмы «Медный Всадник» тоже происходят на улицах Санкт-Петербурга. Удивительно красочно и ярко рисуется город на Неве. Кажется, перед нами не текст, а настоящая картина — так живо, насыщено и выразительно звучат описания. Вначале читатели видят не сам Петербург, а только «приют убогого чухонца». Но время идет — на «мшистых, топких берегах» вырос «юный град, полнощных стран краса и диво». Пушкин восхищен величием города, он признается ему в любви и пророчит светлое будущее.
В поэме перед нами предстают два противоречивых образа одного города. Построенный на «берегу великих волн» пышный город с громадой дворцов, богатыми пристанями и мостами, перед которым меркнет сама Москва, противостоит бедному, «омраченному Петрограду», захваченному бушующей стихией и терпящему приступ злых волн. Первый — напоминание об эпохе Петра, о тех временах, когда страна переживала великие реформы. Второй — жертва, беспомощная «добыча» реки. Отступившее наводнение открывает разрушения, скривившиеся или совсем снесенные дома, гробы с размытого кладбища, «пожитки бледной нищеты». Я считаю, контрастностью этих образов Пушкин хотел подчеркнуть и разницу между бедным Евгением, жизнь которого хоть и не легка, но ничем не отличается от жизни других таких же обыкновенных людей, и великим самодержавцем Петром Великим.
В произведениях Пушкина мы привыкли видеть Санкт-Петербург величавым, светским городом. Литературные салоны и театры, многочисленные балы и вечера, даже тайные сообщества и придворные интриги — вот что представляется нам, когда мы слышим о пушкинском Петербурге. Но писателю удалось показать и другую сторону медали. И способствовал этому неоднозначный образ Петра Первого, лейтмотивом проходящий через всю поэму: за реформами, за новыми порядками и развитием страны скрываются сломанные судьбы людей, их страдания и скорбь. Обновлено: Опубликовал(а): Хранитель Молчания Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|