|
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)Пьеса «Вишнёвый сад», написанная Антоном Павловичем Чеховым, уже сразу после премьеры вызвала у зрителей много вопросов и споров. И не удивительно, ведь в своем произведении драматург затрагивает такие важные темы, как связь прошлого, настоящего и будущего России. Через образы своих героев он раскрывает разные взгляды на насущные проблемы страны, подходы к их решению. Несмотря на то, что в пьесе нет открытого столкновения поколений, можно уловить общую напряженность, которая царить в отношениях между персонажами. В отличие от большинства других произведений, описывающих конфликт «отцов и детей», Чехов показывает разрыв связей пугающе обыденно, как что-то уже привычное и неизбежное.
Итак, герои произведения делятся на три «лагеря». Первый — это прошлое России: Любовь Раневская, Гаев, Фирс. Для них вишневый сад — это воспоминания о детстве, юности, безоблачном прошлом, которое так разнится с нетерпящим промедлений и требующим решительных действий настоящим. Они не готовы расставаться с ним, цепляются за бесплодные мечты и не хотят предпринимать хоть что-то, потому что это может нарушить сложившийся уклад жизни. Настоящее в пьесе олицетворяет Ермолай Лопахин, неоднозначный и противоречивый персонаж. Несмотря на то, что он испытывает теплые чувства к Раневской, Лопахин не разделяет её нежности по отношению к саду. Он видит в нем лишь практическую пользу и шанс «отомстить» за те страдания, что пришлось перенести его предкам, будучи крепостными. А будущее представляет Аня — дочь Раневской — и Петя Трофимов. И пусть своими философскими рассуждениями они похожи на поколение прошлого, они готовы к переменам, верят в прогресс и развитие России.
В чем же заключается конфликт между поколениями? В тихой и мирной на первый взгляд обстановке пьесы мы чувствуем, что проблема глубоко внутри. Герои просто не могут и не хотят услышать друг друга. Занятые воспоминаниями о прошлом, мечтами о будущем и поисками призрачного счастья в настоящем, они ничего не слышат и не видят, бесконечно рассуждают, теряя драгоценное время и делая только хуже. Они не готовы бороться за свои идеи.
В конце концов можно сделать вывод, что трагизм пьесы заключается не в испытаниях, которые преподносит судьба героям, а именно в конфликте поколений, в их нежелании прислушаться друг к другу и действовать сообща. Реплики, сказанные невпопад, отрешенные взгляды — все это только подтверждает разрыв связей между героями. Проводя параллель между вишневым садом и Россией, Чехов как бы тревожится за её судьбу, но выражает надежду, что «отцам и детям» удастся договориться между собой. Обновлено: Опубликовал(а): Хранитель Молчания Внимание! Спасибо за внимание.
|
|