|
Как обрести надежду? (Итоговое сочинение (декабрьское))Люди всегда стремятся к самопознанию и изучению себя, к тому, чтобы чувствовать как можно больше надежды и как можно меньше отчаяния. Важнейшая цель литературы— раскрыть эту тайну. Показать человеку глубины его чертогов разума, сделать личность лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый автор. Особенно это свойственно русской литературе с её глубочайшими нравственно-философскими корнями.
Проблему надежды и отчаяния, добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе. В том числе и Максим Горький. «На дне» — произведение Максима Горького, которое было написано в конце 1901 — начале 1902 года. Главными героями произведения стали нищие и обездоленные люди, которые жили в ночлежке для неимущих. Это произведение примечательно тем, что в нём речь идет о самых низших слоях общества. О тех, кто пустился на самое дно и вряд ли сможет выбраться, просто потому, что не хочет. Люди, жившие в ночлежке, опустили руки и не хотели менять что-то в своей жизни, ведь были уверены, что любые действия всё равно не приведут их к хорошему результату. Многие винили за такую жизнь Бога, семью, да и вообще всех вокруг, а кто-то признавал свои ошибки, однако ничего с этим осознанием не делал.
Я считаю, что нежелание улучшить свою жизнь, поверить в надежду и добиться нормального положение в обществе – вина самих жителей ночлежки, ведь их жизнь всегда в их руках.
Этого же мнения придерживался один из персонажей – Сатин. Он был атеистом, считавшим, что жизнью человека имеет право распоряжаться только этот человек, и никто иной. Он презирал слабость и уважал силу, и именно эти качества сделали его полным антиподом другого персонажа — Луки.
Лука был слабым, но не злым. Он искренне хотел помочь обездоленным жителям ночлежки, когда давал им ложные надежды на счастливую жизнь. Это не делает его отрицательным персонажем, но это делает его человеком, который в начале дал надежду, а затем отобрал её, сделав людям в разы хуже. Для Луки были "блаженны нищие духом", но для его антипода, Сатина, "блаженны сильные духом".
Однако Сатина нельзя назвать абсолютно рациональным и не мечтательным персонажем. Он тоже имел свои фантазии, которые двигали его вперед. Он мечтал о свободе выбора, о светлом мире. Но реальный мир очень отличался от созданной фантазией Сатина утопии. В реальном, эксплуататорском обществе потребления, где нет моральных принципов и ценностей, прожить одним только честным трудом невозможно. Вот почему
Сатин саркастично смеётся, когда Клещ в порыве уныния и безнадежности сообщает, что он вырвется со "дна" жизни и станет достойной личностью, нужно лишь усердно работать.
Герои пьесы «На дне» жалки, безнравственны. Некоторым героям Максим Горький даже не дал имени. Можно провести параллель с произведением Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Там тоже есть персонаж без имени, который является главным героем. Я считаю, что этот литературный приём авторы используют для того, чтобы нагляднее показать, что у людей, помешанных на материальных просто нет внутреннего мира, души.
Быть достойной личностью, не поддаваться отчаянию и сохранять надежду в душе — важная цель, но только тогда, когда человек честен, благороден и остается способным к сильным, достойным человека поступкам. Я считаю, что после прочтения таких произведений каждый должен стремиться стать настоящим и порядочным человеком. Обновлено: Опубликовал(а): Danarell Внимание! Спасибо за внимание.
|
|