|
Конфликт теории и жизни в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» включает в себя огромное число инцендентов: общественный, романтический, внутренний конфликт главного героя, а также столкновение мировоззрений двух поколений. Базаров – важнейший персонаж романа «Отцы и дети» – невероятно красочная персона, в которой автор задумывал продемонстрировать все молодое поколение того времени. Не стоит упускать из виду, что это произведение не просто изложение событий того времени, но и глубоко прочувствованные в полной мере реальные трудности. Дело в том, что наследница литератора Полина иногда вызывала у того отчаяние – до такой степени, что отец и дочь перестали воспринимать друг друга. Тургенев понимал, что современная молодежь пытается выстроить новую жизнь, «жить собственным умом». Извечный спор поколений автор проверил на себе. Крайне часто юные люди относятся к ценностям, авторитетам и обычаям не очень бережно, не так, как хотелось бы их предкам. Они часто не хотят слушать осторожных и мудрых «стариков». Таким был и Базаров. Теория жизни Базарова, этого весьма практичного человека, доктора и нигилиста, была очень ординарна. В жизни нет любви – это физиологическое желание, нет красы – это лишь только сочетание свойственных черт организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско обосновывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила всё по своим местам. Внутренний спор Базарова наступает с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого отрезка времени его жизнь кардинально изменяется. Обыденный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему прежде он относился с презрением, ныне настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было только началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал обычного русского мужика, то под самый конец он понимает свою неправоту. Базаров был настойчивым в доказывании своей точки зрения, но жизнь с неменьшим упорством разрушает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если сначала романа Базаров – гражданин значимый, почитаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он теряет свою уверенность, хотя и остается сильным, но это уже сила другого рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, иными словами, познавшего чувства, «жизнь сердца». Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он страшит ее, его любовь скорее похожа на злость на нее, на самого себя за слабость. К тому же сам Базаров не может предоставить того, что ей необходимо – покоя, уюта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может разъяснить себе отказ Анюты Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, обычной дамы, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высочайшая духовность и красота. Девушки интуитивно ощущают злость и антипатию, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Однако испытание страстью – не завершающий период мучений Базарова. Оказываясь в мировозренческом кризисе, персонаж начинает осознавать загадку своей души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает «романтика» в себе, но любовь, и поэзия заняли крепкое положение в его душе. Теория терпит поражение в схватке с действительностью. Безусловно, жить в соответствии с теорией значительно проще и комфортней, нежели ощущать любовное томление, колебания, нерешительность, гнев, обиду. Обновлено: Опубликовал(а): watermelon Внимание! Спасибо за внимание.
|
|