|
Как композиции романа «Герой нашего времени» помогает понять Печорина? (ЕГЭ по литературе)«Герой нашего времени» - произведение во многом новаторское. Оно первым так глубоко и полно раскрыло сложный внутренний мир и характер персонажа, отразило в нем типичные черты целого поколения и, по сути, объединило эти черты в целостный образ. Композиция романа довольно необычна для своего времени: она представляет собой отдельные главы, расположенные не в хронологическом порядке. Главы можно разделить на две группы: в первой (куда относятся «Бэла», «Максим Максимыч» и предисловие к «Журналу Печорина») читателю описывают Печорина глазами посторонних людей, а во второй («Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист») Григорий виден «изнутри», со всеми своими мыслями, переживаниями и собственной точкой зрения на происходящие события. Такое расположение глав не случайно, как и то, что эти «блоки» выделены очень четко. Таким образом создается ощущения постепенного знакомства со всеми гранями личности главного героя – с каждой главой между читателем и Печориным словно исчезает кусочек завесы. В главе «Бэла» «завесой» являются два рассказчика – Максим Максимыч и автор записей, от чьего лица ведется повествование в главах первой группы. Их субъективные взгляды на Григория переплетаются и не дают читателю почти никакой информации о внутреннем мире героя. В «Максиме Максимыче» и «Предисловии» все события переданы через призму восприятия автора записей, что вносит хоть какую-то ясность в характеристику Печорина. Примечательно также то, что о смерти героя (и, соответственно, о конце его пути) читатель узнает в середине повествования – это метафора означает смерть «внешнего» Григория, показанного глазами окружающих, и предзнаменует знакомство с «внутренним» Печориным через его дневник. Хронология глав дневника тоже несет в себе определенный смысл – это постепенное погружение в персоналии Печорина, начиная ярко проявляющимися чертами и заканчивая четким определением его нравственного поиска. В «Фаталисте» падает последняя «завеса» между читателем и Григорием – невооруженным глазом видны слабости героя, которые он скрывал за маской равнодушия и отстраненности, видны его страхи и впечатлительность. С Григория словно снят «панцирь», и читатель видит его ранимое нутро во всех подробностях. Разделение произведения на два блока имеет ещё одно, метафорическое значение – это аллюзия на жизнь Печорина, наполненную метаниями и противоречиями. Благодаря такому расположению глав контраст различных черт характера Григория становится ещё более очевидным. Фрагментарность повествования отражает безуспешные попытки героя наладить контакт с окружающим миром и самим собой. Итак, композиция романа играет огромную роль в раскрытии всех характеристик личности главного героя и дополняет его психологический и философский портрет. Обновлено: Опубликовал(а): Валерия Вальтер Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|