|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Петроград в огне революции (Сочинение на свободную тему)Октябрьская революции 1917 г., последовавшие за ней перипетии, Гражданская война внесли сумятицу в жизнь Петрограда и не могли оставить равнодушными никого. Россия и ее столица находились в состоянии острейшего социально-политического кризиса. «России чёрный год» смог невероятным образом затронуть все сферы жизни общества, и бездействие правительства вызывало всеобщее недовольство.
Люди уезжали не только из столицы, они выезжали из разных городов по всей территории страны. На «шестой части земли с названьем кратким Русь» воцарился хаос, но, как, откликаясь в 1957 г. на 40-летие революции, писал М. Гофман, «ни в одной культурной области не чувствуется так разделение России на две половины - Россию советскую и Россию зарубежную, - как в русской литературе, органически связанной с жизнью страны, ее обстановкой и традициями». И действительно, революция вырвала из сердца Петрограда, оторвала от русской почвы наиболее крупных писателей и поэтов. Но сегодня я хочу рассказать не о тех, кто выехал из столицы в ожидании, что вот-вот советский режим рухнет и они вновь смогут увидеть Родину, а о тех, кто, приняв трагичную судьбу и непростую жизнь в революционном городе, остался. Читая о первой волне русских эмигрантов, покинувших Петроград после Октябрьской революции, я поняла, что те, кто остался на родной земле, в своих домах и со своим народом - настоящие герои, воспринявшие судьбу Родины, как собственную судьбу, несшие свой крест до конца, не изменяя ни родной земле, ни самим себе. И я считаю, что это - подвиг, заслуживающий уважения. Так, русская поэтесса А.А.Ахматова, проживавшая во время революции в Петрограде, слилась с русским народом, считая своей Родиной всю страну, и осталась в столице, даже несмотря на свою трагичную судьбу и трудности, появлявшиеся на жизненном пути поэтессы (арест сына и мужа, расстрел первого мужа, запрет на печать ее произведений, изгнание из Союза Писателей…). Если бы меня спросили, я бы сказал, что остаться в революционном городе после всех личных жизненных потрясений - поступок, заслуживающий почтения и признания.
«Людям моего поколения не грозит печальное возвращение - нам возвращаться некуда», - позже грустно заметит поэтесса в одной из бесед.
Но стоит также сказать, что патриотизмом и мужеством не были обделены и те творцы искусства, которые все-таки покинул столицу после событий 1917 г. Так, петроградский поэт Д. И. Кленовский, которого критика дружно называла последним русским акмеистом и включила его в тройку лучших поэтов «второй волны» русской эмиграции, выехал из Петрограда после второй мировой войны, но в сущности был внутренним эмигрантом всю жизнь. Тема России, Петрограда (а потом и Петербурга) и Царского Села постоянно звучат в лирике Кленовского. В одном из своих блистательных стихотворений поэт и пишет о Родине ( стихотворение «Родина») , о его безграничной любви к ней даже «на чужбине». Это стихотворение - глубокий внутренний монолог, искренняя исповедь, признание в самых сокровенных чувствах…. Лирический герой замечает, что (даже находясь где-то далеко) он «служит ей [Родине] высоким словом»:
Между нами - двери и засовы. Но в моей скитальческой судьбе Я служу тебе высоким словом, На чужбине я служу тебе.
«Я сейчас не мил тебе, не нужен», - горестно замечает автор, и несмотря на отчужденность его от русской земли, своего родного города, народа, даже находясь где-то далеко от страны, он продолжает думать о ней постоянно («Ты себя навек мне отдала»), желать вернуться в родной край, «прильнуть к любимому плечу». Лирический герой готов простить Отечеству все, готов терпеть, как бы оно его «ни оскорбило, ни замучило, ни прокляло, напоследок пулей ни добило», лишь бы вернуться туда. И эта невероятная любовь к родному краю, патриотизм поражают меня и, я полагаю, всех читателей творчества Кленовского. Поэт сравнивает себя со «слепым ребенком», не знавшим лица матери, и говорит, что как отсутствие зрения не помешало младенцу запомнить «шепот», «пенье», «бережной руки прикосновенье», «теплоту» и «нежность без конца» матери, так и лирический герой Родины «не видя знает», ощущает ее «дыханье», «голос слышит», «шепот понимает», и вообще любит, всецело и безоговорочно, даже несмотря на то, что уехал, даже несмотря на то, что находится за много сотен километров; любит так же, как и те, кто остался в революционном Петрограде, и болеет за Родину с невероятным чувством патриотизма.
Итак, с началом Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны из Петрограда выехали тысячи россиян - преимущественно интеллигенции - основавшись в разных европейских городах. Революция оторвала от столицы, от русской почвы, вырвала из сердца России наиболее крупных писателей и творцов, обескровила, обеднила русскую интеллигенцию. Но в таких переломных ситуациях всегда есть те, кто принимает решение остаться не смотря ни на что, как, например, А. А. Ахматова, которая «ни единого удара» революции «не отклонила от себя», пережила все вместе с родным городом, с родной страной, с народом. Были и те, кто эмигрировал, а затем вернулся обратно с полным осознанием того, что будет дальше с ними и с гордым пониманием, что слово «Родина» для них не пустой звук. Так, например, вернулась из Парижа М. Цветаева, которая все свое время пребывания в эмиграции утверждала, что пишет «не для здесь, а именно для там». И я считаю, что такие люди, несомненно, заслуживает ровно такого же уважения, как и те, кто остался в Петрограде, в огне революции 1917 г. Были и такие, как Д. И. Кленовский, уехавшие и никогда не вернувшиеся на Родину, но дико желающие этого. У них от Отечества остались только воспоминания, греющие их душу на чужбине, и это тепло, любовь к Родине, которую эмигрировавшие люди перенесли, может быть, через всю жизнь, заслуживают отдельного почтения. Обновлено: Опубликовал(а): elizav.v.eta Внимание! Спасибо за внимание.
|
|