|
Урбанистический пейзаж Петербурга в русской литературе (Аргументы ЕГЭ)Во многих произведениях русской литературы представлен урбанистический пейзаж Петербурга. Так, например, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» поэт неоднократно обращается к образу «града Петрова(кроме подзаголовка «Петербургская повесть»: «Петрополь», «Петра творенье», «омраченный Петроград»... Центральное место в стихотворении О. Э. Мандельштама «Ленинград» занимает образ Петербурга, того города из детства лирического героя, знакомого «до слез, до прожилок, до детских припухлых желёз», что сближает стихотворение с поэмой Пушкина. Однако важно отметить, что в стихотворении Мандельштама лирический герой испытывает чувство ностальгии, вспоминая о Петербурге из детства и желая туда вернуться (поэтому поэт и не обращается к городу его настоящим названием «Ленинград», а называет его старым именем) Кроме того, с образом Петербурга нынешнего Мандельштам связывает страха ареста и тревожное ожидание «гостей дорогих. В поэме Пушкина эти мотивы отсутствуют, что и различает два произведения. Кроме того, в небольшом цикле А. А. Ахматовой «Стихи о Петербурге», в который вошли всего два стихотворения, написанный в 1913 г., поэт обращается к обращу Петербурга. Как и Мандельштам, Ахматова любит северную столицу России. В первом стихотворении цикла, начинающимся со слов «Вновь Исаакий в облачением» поэт упоминает и Исаакиевский собор, и памятник Петру 1 скульптора Фальконе, описывает и парадный Петербург, и окраинный. В этом городе гуляет душный и суровый ветер, сметающий с черных труб гарь: «Ветер душный и суровый с чёрных труб сметает гарь...». «Ах! своей столицей новой недоволен государь», - восклицает Ахматова. Северная Венеция в подобный мрачных декорациях оказывается не по нраву ее основателю. В стихотворении отсутствует мотив, который прослеживается в «Ленинграда» у Мандельштама, - тоска, ностальгия по прежнему городу, знакомому с детства, «до слез». Кроме того, Мандельштам обращается непосредственно к самому городу («Петербург! У меня ещё есть адреса, по которым найду мертвецов голоса»; «Петербург! я ещё не хочу умирать!»...), однако обращение к Северной столице у Ахматовой не встречается, художница лишь описывает столицу, которой «недоволен государь». Но стоит отметить, что и стихотворение Мандельштама, и стихотворение Ахматовой отличаются необычайной глубиной идейного содержания и совершенством художественной формы. Обновлено: Опубликовал(а): elizav.v.eta Внимание! Спасибо за внимание.
|
|