|
Вы здесь: Критика24.ру › Воспитание и уход за детьми
Визуализация информации в инклюзивном образовании в соответствии с нозологиями (Воспитание и уход за детьми)
Следует указать, что новый термин «инклюзивное образование» предложила организация ЮНЕСКО, чтобы подчеркнуть потребность в специальных усилиях, которые должны сделать те, кто окружает людей с ОВР (администрация учреждения, архитекторы, педагоги, студенты), для того, чтобы человек с нарушениями функций организма был в реальности включен в систему образования и обладал такими же возможностями, что и его сверстники. Применительно к нашей стране «инклюзивное образование» как юридическое понятие закреплено в Федеральном законе №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п. 27 ст.2 данного нормативно-правового акта, инклюзивное образование – гарантия равного доступа к образованию для всех людей с учетом их особых образовательных потребностей и личных возможностей. Студенты с ОВЗ обладают рядом особенностей, которые определяются их психофизическим статусом. Студенты с разными нозологиями могут, например, медленнее воспринимать и усваивать учебный материал; быстро утрачивать интерес, сосредоточенность внимания при незначительной перегрузке вплоть до прекращения учебной деятельности. Студенты с ОВЗ лучше усваивают поделенный на небольшие порции учебный материал, а также лучше воспринимать материал, который преподносится в форме визуализации действий, операций, алгоритмов. Кроме того таким учащимся может требоваться неоднократное повторение учебного материала, дополнительное уточнение и разъяснение. Студенты с ОВЗ нуждаются в специальных технических средствах обучения или специализированных (с учетом нарушения развития) учебных материалах (напр., «книги Брайля»); особом графике процесса обучения, предполагающем дополнительный отдых, прохождение оздоровительных процедур, реализацию мер разносторонней (психолого-педагогической, медико-социальной) поддержки, сопровождения специалистов. Как видим, среди условий, необходимых отдельным категориям студентов с ОВЗ, есть визуализация информации. Известно, что в обучении всех людей крайне важен принцип наглядности при передаче информации. Многие исследователи отмечали, что визуализация информации приводит к систематизации знаний, более быстрому запоминанию и осмыслению материала. Особое значение визуализация имеет при обучении людей с ОВЗ, так как в силу объективных причин они не всегда могут посещать занятия, городские и районные мероприятия, ходить на экскурсии, в музеи, театры, доступные для других учащихся, а также имеют специфические особенности восприятия и переработки материала - в зависимости от нозологии. Наиболее эффективными на сегодняшний день считаются методы визуализации информации с помощью информационных технологий. Одно из главных достоинств употребления компьютерных средств обучения в обучении людей с ОВЗ - большие возможности в визуализации предлагаемого учебного материала. Визуального сопровождение информации повышает эффективность любой деятельности человека. Компьютерная наглядность учебной информации - это самое перспективное направление в системе нынешнего образования. Значимость применения визуальных форм передачи информации в последнее время сильно возросла ещё и потому, что у современной молодежи принципиально меняется культура восприятия: ей больше не нужен линейный текст. Можно сказать, что визуализация учебной информации помогает решить немало актуальных педагогических задач: обеспечить интенсивное обучение, активизировать учебную и познавательную деятельность, сформировать и развить критическое и визуальное мышление, зрительное восприятие, образное представление знаний и учебных действий, передачу знаний и распознавание образов, повышение визуальной грамотности и культуры. Инструменты визуализации разнообразны: шкалы, таблицы, карты, кроссворды, пазлы, графики, интерактивные презентации и пр. Основная категория студентов с ОВЗ, которые наиболее нуждаются в визуализации, это глухие и слабослышащие студенты, для которых основной канал информации - визуальный. Для таких обучающихся визуализация информации оказывается незаменимой. Поэтому для данной категории студентов обязательным считается создание особых электронных курсов, а также непременное использование наглядных материалов во время занятий. Причем чем сложнее материал, тем больше наглядного материала следует использовать педагогу. Применение персонального компьютера дает возможность представить краткое изложение учебного материала с рисунками, графиками, схемами и разными спецэффектами для лучшего восприятия. Стоит остановиться на специфике применения визуальных средств в работе со слабослышащими и глухими студентами. Внимание у учащихся с нарушениями слуха в значительной мере зависит от изобразительных свойств воспринимаемого материала: чем выразительнее наглядный материал, тем легче слабослышащим учащимся выделить информативные признаки изучаемого предмета или явления. Особую роль в обучении лиц с нарушениями слуха играют видеоматериалы. Желательно предъявляемую видеоинформацию сопровождать текстовой бегущей строкой или переводом сурдолога. Видеоматериалы облегчают изучение процессов и явлений, которые поддаются видеофиксации, а для изображения того, что не поддается видеозаписи, может быть использована анимация. Она может сопровождаться гиперссылками, которые комментируют отдельные элементы изображения, что значимо при работе с лицами, которые лишены нормального слухового восприятия. Использование иллюстративного материала во время лекций возможно только в случае неодновременного их использования (либо "слушание", либо просмотр презентаций, схем, фотографий). Жестовый язык упрощает восприятие глухим студентам, но затрудняет - слабослышащим, что связано с особенностями обучения в спецшколах. Поскольку у студентов этой категории перегружен зрительный канал, они очень быстро утомляются. Визуализацию для слабовидящих студентов следует использовать дозированно. Во время проведения учебных занятий преподаватели должны учитывать допустимую длительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих учащихся. К дозированию зрительной нагрузки нужно подходить очень индивидуально. При выборе вида деятельности следует учитывать особенности конкретного заболевания. Но в любом случае нужно понимать, что образ у слабовидящих останется скудным и схематичным, что у таких студентов быстро утомляются глаза, что восприятие зрительной информации для них происходит очень медленно. Студенты с разными нарушениями зрения благодаря компьютерным разработкам также могут получать информацию посредством визуального канала. Например, преподаватели Уфимского государственного нефтяного технического университета предлагают использовать в обучении студентов с ОВЗ специально разработанные электронные учебные пособия. Последние позволяют учащемуся адаптировать учебную информацию под свои индивидуальные особенности. Технология масштабирования, инверсии цвета контента, а также звуковое сопровождение позволяют освоить содержание электронного учебного пособия студентам с миопией, амблиопией и светобоязнью (фотофобией), которые на сегодняшний день являются распространенными офтальмологическими заболеваниями. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание. |
|