|
Вы здесь: Критика24.ру › Изучение русского языка
Изложение как вторичный жанр (Изучение русского языка)Изложение – это вторичный жанр речи; одно из средств формирования коммуникативных умений (умений, необходимых для создания текста). Изложение относится к собственно учебным жанрам. Оно представляет собой устный или письменный пересказ текста, представленный в виде учебной работы для развития речи обучающихся, формирования и закрепления речевых навыков. Интенция изложения – воспроизведение смыслового наполнения первичного текста, иначе говоря, автор создает как бы синонимичную версию оригинального текста.
Создавая текст-изложение, человек стремится к максимально точному воспроизведению содержания первичного текста, а порой и формальные его особенности и при этом следовать принципу экономии речевых ресурсов. Говорящему / пишущему приходится создавать текст с достаточно жесткой структурой. Изложение, во-первых, имеет высокую степень лингвистической мотивированности и минимальную при этом степень спонтанности, что оказывает значительное влияние на продуцирование текста. Надо отметить, что моделирование изложения предполагает передачу содержания «своими словами» с сохранением тематической и функциональной направленности исходного текста. Кроме того, особенностью изложения выступает и то, что он является результатом переработки говорящим содержательной и формальной структуры исходного текста. Чтение текста и его переложение, безусловно,требуют активации умственных процессов.
Классификация видов изложения довольно разнообразна, рассматривать его можно по различным основаниям, например, по широко принятым в настоящее время трем основаниям20:
а) по цели проведения выделяют обучающие и контрольные изложения;
б) по характеру текстового материала можно выделить изложения-повествования; изложения-описания; изложения-рассуждения; изложения с элементами одного из типов;
в) по способу передачи содержания выделяют изложения полные, подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения.
По способу восприятия исходного текста можно выделить:
а) изложения, где исходный текст воспринимается аудиально (читает учитель, магнитофонная запись, запись на ПК) – этот вариант используется при проведении ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
б) изложения, в которых текст воспринимается визуально (перед глазами – оригинальный текст);
в) изложения, в которых текст воспринимается на аудиально и визуально.
Отметим, что разные способы восприятия первичного текста обеспечивают формирование различных речевых умений. Опора на восприятие текста только со слуха требует развитие и совершенствование аудиоумений или умений и навыков аудирования. Следует также учитывать и фактор восприятия текста с записи или аудиофайла, а не с человеческого голоса (голоса учителя) непосредственно, поскольку в данном случае «запускается» ряд дополнительных психологических факторов.
По характеру воспроизведения текста также различают следующие виды изложений:
а) подробные изложения, в которых содержание исходного текста воспроизводится как можно ближе к оригиналу, полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности,
б) выборочные изложения, в которых воспроизводится не весь текст, а лишь какая-то его часть, связанная с определенной темой; тип исходного текста, его композиция при этом изменяются.
В школьной практике чаще используют тексты с элементами художественного описания, реже информативные тексты. Эти два типа текстов ориентируют на проявление различных коммуникативных умений школьника:
1. Художественный текст предполагает во вторичном тексте проявление образности, эмоциональности, зачастую требует демонстрации широкого словарного запаса, а для информативного текста важны точность, конкретность, лаконичность выражения. Главное в повествовательном изложении – сведения о сменяющих друг друга событиях. При создании вторичного текста на основе первичного требуется соблюдать их последовательность и структуру (композиционное строение) исходного текста: завязку, кульминацию, развязку действия. В данном типе изложения требуется правильно определить тему и главную мысль первичного текста.
2. Описательное изложение представляет собой более сложный вид работы. Здесь важно изобразить предмет и его признаки. При написании описательного изложения требуются выразительность, экспрессивность речи, способность «нарисовать» картину первичного текста, не забыть ни о какой мелочи в портрете героя, свойствах сопоставляемых предметов и т.д.
Поскольку изложение – преимущественно учебный тип вторичных текстов, то крайне важно остановиться на методике обучения написанию таких текстов.
Основной тип изложения, которым должны овладеть учащиеся, – сжатое изложение. Главная задача сжатого изложения научить кратко, в обобщённой форме передавать ту или иную информацию. Поэтому при обучении учащихся написанию сжатых изложений формируются такие важные коммуникативные умения компрессии, как умения вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами и уместно использовать языковые средства для обобщённой передачи содержания.
Работу по выделению главной информации целесообразно начинать с определения темы текста. «Тема (о чем говорится) – это предмет речи, который мы называем, но не рассказываем о нем». Далее необходимо определить микротемы текста. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают её. Микротема объединяет несколько предложений, которые, как правило, образуют абзац. На следующем этапе необходимо выделить главную информацию, тезис для каждой микротемы. После этого можно приступать к приёмам сокращения текста и подбору специальных языковых средств.
Существует три способа сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение или замена.
Исключение предполагает «вырезание» второстепенного, поясняющего. При данном способе сжатия текста необходимо выделить главные детали, затем исключить несущественные и полученное объединить в новый текст. Исключить можно все оценочные, субъективные, авторские замечания, например: вводные слова, цитаты, рассуждения, описания, пояснения. Однако это возможно сделать лишь в случае, если они не несут в себе ни какой смысловой нагрузки.
При обобщении необходимо выделить отдельные факты, а затем объединить их. Подлежат обобщению предложения, связанные одной мыслью, части сложного предложения, однородные члены, выражающие частные факты.
К упрощению или замене относятся 1) разбивка сложного предложения на простое, 2) замена сложноподчинённого предложения простым, 3) замена фрагмента текста синонимичным выражением, 4) перефразирование текста, передача мысли своими словами.
Н.А.Нефедова выделяет несколько этапов работы над созданием изложения: 1. Выделение темы текста 2. Выделение идеи текста 3. Выделение структуры текста 4. Выделение микротем в связи с абзацным членением текста 5. Построение модели сжатого изложения Таким образом, обучение приёмам сокращения текста при написании изложения имеет большое значение, так как способствует, с одной стороны, более глубокому пониманию текста, и решению проблемы развития речи учащихся на качественно новом уровне, с другой стороны. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|