|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Проблема чтения в России в настоящее время (Сочинение на свободную тему)Небезупречный, с точки зрения истинности, лозунг «СССР - самая читающая страна в мире» в свое время свидетельствовал о стремлении общества воспитать любовь к книге. Конечно, во многом чтение было средством пропаганды советского образа жизни, способом проектирования иллюзорного коммунистического будущего. Но сквозь идеологическую ложь все-таки прорывались и шедевры. Часто они оказывались продуктами самиздата. Важно, что люди стремились знать правду, искали для себя духовную опору в жизни.
На протяжении многих лет Россия считалась (или считала себя) одной из самых читающих стран в мире. В последнее время ситуация кардинально изменилась и проблема чтения начала рассматриваться как одна из острых проблем современного российского общества.
О кризисном состоянии чтения в России и в мире в целом пишут и говорят давно. Тревожные сведения о сокращающемся числе читающих россиян, падение основных показателей читательской культуры, распад литературных норм и традиций, уход из литературной культуры массовых слоев населения подтверждаются статистическими данными социологических исследований4.
Так, по исследованиям, представленным в ВЦИОМ, отмечается снижение потребности в чтении. В 2009 г. о том, что практически не читают, сказали 27 % опрошенных, на сегодняшний момент процент увеличился до 36 %5. Многие ученые и исследователи видят интернет и телевидение главной помехой уровню начитанности в стране.
Современному обществу нужно выходить из данной критической ситуации, набирающей обороты. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо привлечение как государственного аппарата, так и всех социальных слоев населения. Важно отметить, что привив навыки к чтению как одного из обязательных факторов развития личности, и что не менее важно любви к чтению, общество вступит на новый путь. Решение проблемы напрямую зависит от заинтересованности в ней семей и школ, где и начинает формироваться человек.
Истоки проблемы лежат на самом начальном этапе – семье. Поколение взрослых не читает книг, тем самым не показывает верный пример детям. Молодое поколение не видит необходимости читать, так как этого не делают старшие. Уже с детских пор на подсознательном уровне у человека развивается чувство «ненужности» книги.
Проблема чтения нашла себя и в школах. Специалисты признают, что отечественной системе образования не удается решить задачу приобщения детей к чтению. Самое пагубное, что сегодня обнаруживается в отношении учеников к литературе – это поверхностность. Все, что изучается на уроках дети забывают уже через пару дней. К старшим классам интенсивность чтения снижается еще большее. Ученики относятся к литературе как к скучному предмету, который, по их мнению, не пригодится в жизни. Методика преподавания во многих школах оставляет желать лучшего. Зачастую, уроки литературы представляют собой нудные уроки литературоведения, где все подчинено определенным стандартам. Не поощряется иная точка зрения ученика на героев книги, на содержание, на автора. Особенно это касается сдачи учениками ЕГЭ. Под страхом плохо сдать экзамен и получить низкий балл старшеклассники буквально «зубрят» тесты без особого понимая самой сути вопроса. Итог такого учения понятен – после школы не остается полученных знаний. Все перечисленное и сформировало нелюбовь школьников к чтению книг.
Главный редактор журнала «Русская словесность» А.И. Княжицкий в одной из своих последних статей, напротив, именно литературу называет самым прагматичным предметом, утверждая, что «литература не может быть просто предметом, что называется для себя, для удовлетворения собственной любознательности, для получения собственного удовольствия»6. По мнению автора, «художественная литература открывает читателю главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков»7. Понять вопросы, которые задаёт человеку мир и не просто понять умом и, а подсознательно, в ходе своей жизни постараться ответить на них – вот вполне конкретная, в высшей степени прагматичная задача, которую ни один из дисциплин, кроме литературы, не в состоянии решит. Литература дает ощущение причастности к событиям национально – исторической жизни, как бы далеко от них не отстоял человек. Уж так сложилось, что национальную историю мы узнаем через литературу: об Отечественной войне 1812 года узнаем по Л.Н.Толстому, созданные им художественные образы Наполеона и Кутузова правдоподобнее, чем реальные исторические деятели. О том, как ощущала себя дворянская молодежь накануне выступления 1825 года на Сенатской площади, поведал Грибоедов и Чацкий для нас живее и ближе Чаадаева, Бестужева, Муравьева. О Петре Первом всякий кто принадлежит русской культуре, представляли себе прочитав роман Алексея Толстого.
Преградой развития чтения в стране является то, что появляются другие альтернативы проведения свободного времени. Особенно это касается использования мультимедийных средств и Интернета. Как показывают исследования, люди больше времени тратят на игры в гаджетах, которые не требуют особых усилий. Нельзя сказать, что использование интернета пагубно влияет на уровень чтения, так как существует множество сайтов и форумов, где каждый желающий может прочесть интересующую его книгу. Проблема состоит в том, что большая часть пользователей сети Интернет использует его для развлечения, а не для развития. Врагом чтения становится и телевизор. Если раньше люди проводили время за чтением очередной книжки, потому что не было другого варианта проведения времени, то сейчас на ТВ множество каналов, которые завлекут любого человека.
Анатолий Грешневиков в своей книге «Информационная война» подчеркивает последствия длительного и безответного воздействия целенаправленной информационной обработки на человека: .
Необходимо отметить, что на данный момент проблема чтения вышла за границы образовательной проблемы. Она становится одной из важнейших общегосударственных социально-культурных проблем. Государство активно борется с недостатком читающего населения страны и реализует различные программы, направленные на устранение проблемы. Так, существует Национальная программа поддержки и развития чтения целью которой является: - увеличение компетентности читателей, - рост активно читающего населения, - создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, - формирование структуры управления по развитию чтения и его поддержке.
.
Это дало серьезный повод для привлечения внимания общества к существующим проблемам.
Таким образом, рассматривая проблему чтения на современном этапе развития российского общества, можно сделать вывод о том, что данная проблема набирает свои обороты и требует немедленного решения. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|