|
Свобода в понимании героев «Старухи Изергиль» (Горький Максим)Слово "свобода" многозначное. Так, в Большом толковом словаре под редакцией С. А. Кузнецова насчитывается 10 значений. Среди них, например, 5. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению; 6. Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно; 7. Филос. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Именно эти значения в той или иной мере приближаются к тому, как понимается свобода героями произведения М. Горького "Старуха Изергиль". Во-первых, свободен Ларра. "...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц", - эти слова характеризуют Ларру, чье имя значит «гордый». Он, сын орла, не считает себя связанным человеческими законами, не уважает никого, считает, что все, что ему нравится, должно ему принадлежать. Поэтому, когда девушка оттолкивает его, Ларра убивает ее на глазах у всего племени и нисколько не раскаивается в содеянном. Но такая неограниченная свобода не делает его счастливым: если сначала он доволен тем, что вместо смерти за убийство девушки он получает свободу, то спустя годы он мечтает умереть, но уже не может... "Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!" - говорят старейшины племени. Таким образом, неограниченная свобода связана с одиночеством и является тяжелейшим наказанием. Во-вторых, свободна Изергиль. Мы видим ее тощей старухой, знающей множество легенд, бесстрастной и почти неживой. Но из ее рассказов о себе мы представляем, какой она была прежде — красивой, независимой, легко увлекающей мужчин и легко их покидающей, гордой, отчаянной... Она является носителем особой философии: человек должен наслаждаться своей жизнью, смеяться, петь, любить без ограничений. Ее, сильную, свободную, страстную, привлекали всегда такие же люди. Для нее молодость, красота, смелость, горячее сердце и свободолюбие — черты, вызывающие восхищение. Как только она теряет молодость и красоту, ее жизнь теряет краски. И свою старость она проводит рядом с молодыми, любуется ими, вспоминая себя. Изергиль во многом является двойником Ларры. Не случайно Изергиль, как и Ларра, сравнивается с тенью, оба героя сравниваются с птицами — Изергиль с кукушкой, Ларра с орлом. Оба они долго бродят по земле, потеряв интерес к жизни, потому что нет ни детей, ни родителей, ни любимых. Хоть Изергиль и повторяет слово «любовь», но едва ли она испытала это чувство на самом деле. Слишком ко многим она применила это слово. С другой стороны, Изергиль не игнорирует общественные законы вовсе, она не может жить без людей, поэтому поведение Ларры она осуждает, а вот подвиг другого героя легенд - Данко - вызывает ее восхищение. Наконец, свободен Данко. Это прекрасный юноша из племени, загнанного из степи в леса. Данко удается внушить соплеменникам веру в то, что у них получится найти новые земли для обитания. Свобода Данко заключается в том, что он избавлен от страха перед будущим, он не боится не только повести за собой других и тем самым дать им надежду на спасение, но и пожертвовать, когда это необходимо, собственной жизнью. Отношение к герою автора, Изергиль и читателя совпадает: вызывает восхищение человек смелый и способный повести за собой, не согласный становиться рабом другого племени или умирать в лесу, если есть какая-то возможность спасти себя и людей своего племени. Таким образом, мы видим перед собой разные проявления свободы. Ларра свободен в том, что игнорирует человеческие законы и сам себе устанавливает нормы поведения, но он одинок и несчастен. Данко не хочет быть рабом обстоятельств, он свободен от страха перед будущим, даже перед собственной смертью, и он умирает счастливым и остается в памяти других людей героем. Изергиль занимает промежуточное положение между этими героями. Она прожила жизнь руководствуясь эмоциями, желаниями, но не задумывалась о чувствах других людей. И ее жизнь сияла красками только тогда, когда она была молодой. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|