|
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Роман «Преступление и наказание» затрагивает многие проблемы исторического прошлого, своего настоящего и нашего будущего. Эта многогранность и вариативность проблем и персонажей, ставших их олицетворением, поразительна. Ф. М. Достоевскому удаётся не только привнести свой, кардинально новый взгляд на российскую действительность, дать ей трезвую оценку, но и показать эволюцию устоявшихся образов и характеров. В романе есть человек идеи, имевший предшественников в лице Чичикова из «Мёртвых душ» или нигилиста Базарова из «Отцов и детей», но в отличие от них человек идеи Достоевского не основывает своих теорий и принципов на чём-либо уже существующем, он стремится сказать новое слово, доказать, найти последователей. Его идея – это не открытая сознательная конфронтация с окружающим миром, а психологическая закономерная реакция на отравляющую реальность. Но наиболее интересным является то, до какой черты доводит Ф. М. Достоевский образ «маленького человека». Этот типаж в романе представлен в разных вариациях: от самых униженных, несчастных, отчаявшихся и смирившихся до явных бунтовщиков против несправедливости и клейма «маленького человека». Этот образ изначально отличали невысокий социальный статус, пренебрежительное отношение окружающих, узкие интересы, ограниченные первичными потребностями и насущными проблемами, а также природная неспособность противостоять сильному, справляться с неудачами. «Маленькие люди» Ф. М. Достоевского не вызывают жалости. Им невозможно не сочувствовать. Маленькие люди – это, в первую очередь, население нумеров, квартир и распивочных в месте существования Раскольникова. Но из нейтральных, неинтересных, привычных для читателя маленьких людей они превращаются в озлобленную униженную толпу грязи, пьянства и серости, презирающую саму себя и каждого в этой толпе: « Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.<...> странно было бы удивляться при встрече с иною фигурой». Бюрократические реформы и социальное неравенство породили даже в этой среде ещё большие дифференциацию и расслоение, большую несправедливость такого существования к людям мыслящим, образованным, с душевным полётом. Отражением этого нового слоя среди «маленьких людей» является семья Мармеладовых, историю которой в своём монологе излагает Семён Захарыч при первой встрече с Раскольниковым. Мармеладов был чиновником: «Но и сим не мог угодити; а тут места лишился, <...>, и тогда прикоснулся!..», а теперь он пьяница, крадущий деньги у больной жены и трёх детей, просящий у дочери на похмелье. Ничего, кроме смеха, у завсегдатаев и хозяев распивочной его история не вызывает, да и сам он не ищет к себе сочувствия и оправдания, называясь «скотом» и «свиньёй». Но по тону, манере разговора, сожалении о совершённом и глубокомысленным замечаниям о причинах несчастий своей семьи: «в бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто» - читатель понимает, что перед ним не просто униженный и оскорблённый, не очередной Акакий Акакиевич, а человек с большой жизненной драмой в предыстории. На Катерине Ивановне Мармеладов женился больше из жалости и сострадания, чем по любви. Она, как особа образованная, но болезненная и чувствительная, навряд ли смогла бы вытянуть в нищете троих детей. И поначалу Мармеладов старался, помогал, но через некоторое время принёс бедной женщине ещё больше горестей. Пьяный Семён Захарыч умирает, раздавленный лошадью барской кареты. Примечательно в положении маленького человека то, что его смерть не обеспокоила кучера, хотевшего поскорее разрешить ситуацию, потому что карету уже ждал какой-то «большой» человек. От насмешек, забот, чахотки и переживаний Катерина Ивановна умирает в день похорон мужа, оставляя на Сонечку, родную дочь Мармеладова, трёх сирот. Подводя к центральному «маленькому человеку» романа и его бунту, нельзя не упомянуть его некогда родных и близких. Мать Родиона Пульхерия Александровна из всех присутствующих вариантов этого типа персонажей, наверное, наиболее близка к своим литературным предшественникам. Она со всеми ищет согласия, боится противоречить, и нет для неё ничего важнее сына и любви к нему. От матери Раскольников унаследовал невероятную чувствительность и вместе с этим боязнь и неумение высказывать свои чувства: «…угрюм, мрачен, надменен и горд; <...>. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать…». И этот самолюбивый, гордый молодой человек попадает в среду, несовместимую с нормальной жизнью и самочувствием, противоественную. В среду, которая намеренно и против воли делает из Раскольникова «маленького человека», что порождает внутреннее несогласие, отторжение и раскол в личности героя, воплотившийся в антигуманной теории преступления «по совести»: «я не человека убил, я принцип убил» - восклицает Раскольников, утверждая своё превосходство над средой и обстоятельствами. Но этот бунт был противен натуре главного героя, остро чувствующего чужую боль. Слом, раскаяние и перерождение приносят «маленькому человеку» новую жизнь, любовь и веру. Тем самым Ф. М. Достоевский создаёт новый образ, показывает право «маленьких людей» на сострадание и счастье вопреки обстоятельствам. Обновлено: Опубликовал(а): Александрович Елизавета Алексеевна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|