|
Развенчание теории Раскольникова (Достоевский Ф. М.)В романе Ф. М. Достоевского главный герой, Родион Раскольников, совершает идеологическое (и реальное) преступление. В его основе лежит тщательно продуманная им теория, выраженная в статье "О преступлении". Эта идея была достаточно широко распространена в обществе, и Раскольников не был единственным, кто придерживался подобных взглядов. Обыкновенные люди сопротивляются этому праву, убивают его обладателей, но потом им же поклоняются, "и тем, совершенно справедливо, исполняют свое консервативное назначение". Раскольников применяет теорию и к себе: он считает, что, убив Алену Ивановну, он избавит от страданий себя и других. Развенчание теории происходит по мере действий романа. первым шагом на этом пути становится само же преступление Раскольникова. Случайно, в доме, где происходит убийство, оказывается Лизавета, и Раскольников вынужден её убить как свидетеля. Он в чем-то себе противоречит, когда заявляет, что нужно беречь беззащитных людей. Это убийство не было его целью, он не может оправдать его даже своей теорией, т. е. герой сразу же может убедиться, что цель не оправдывает средства, и одно намеренное убийство повлекло за собой ряд других несчастий. Также Раскольников и его теория сравниваются с идеологией Лужина и Свидригайлова. Я думаю, что теория специально ставится в один ряд, например, с идеями Лужина. Они заключаются в том, что каждый должен жить ради собственной выгоды, "ибо всё на свете на личном интересе основано". Здесь Раскольников вновь сталкивается с противоречием, когда делает вывод, что "людей можно резать" и не имея особого права, а просто следуя за эгоистичными представлениями Лужина. Возможно, поэтому Родион чувствует отвращение к нему. У Свидригайлова нет особо сформулированной теории, он просто следует своим принципам, совершая преступления или другие аморальные действия. Здесь тоже сравнвиаются две идеологии, теория и низкие идеи Свидригайлова. Но, кроме того, Свидригайлов испытывает муки совести, как видно по его кошмарам, и перед этим он отдает свои деньги на помощь детям, Дуне и Соне. Еще один шаг к развенчанию теории Раскольникова - встреча с Соней. Они чувствуют родственность своих душ, ведь обоих можно назвать убийцами, и Соня убила себя, переступив через совесть и принципы. Но это убийство совершено ради других, в отличие, опять же, от Раскольникова, чьи действия предполагаемой пользы не принесли. Он полностью доверяется Соне, которая будто ставит его на путь возможного воскрешения. На протяжении всего романа Раскольников охвачен припадками, борьбой с самим собой. Он не смог выдержать того давления, которое на него оказало произошедшее. Он как будто и оказался в разряде особенных людей, отгородился ото всех, кто остался в рядах "низших людей", а именно от матери, Дуни, Разумихина и др.: "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу?", и почти сразу после убийства: "Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его". Он понял, что, став "необыкновенным", он теряет близких и оставляет их в "обыкновенных", не может выносить разрыва с ними, и в любой кто-то из того же рода людей мог убить их, как он убил старуху. Таким образом, по теории Раскольникова получается, что улучшения вокруг могут происходить только путем постоянных преступлений особенных людей. Несостоятельность теории доказывается главным образом во встречах с Соней Мармеладовой и в его собственных размышлениях. Остальные же персонажи, как Лужин, Свидригайлов, не ведут так много прямых диалогов о теории, но доказывают читателю это в сравнении, на собственном примере. Обновлено: Опубликовал(а): Pommedeterre Внимание! Спасибо за внимание.
|
|