|
Вы здесь: Критика24.ру › Изучение русского языка
Как написать сочинение на ЕГЭ. Стилистическая правка (Изучение русского языка)Читая в очередной раз свое творение, вы уже непременно остановитесь в тех местах, где уже и при первой читке ваш слух несколько покоробило. Тогда вы прошли мимо, сделав лишь условный знак на полях, основное же внимание направляли тогда на содержание сочинения. Теперь же погрешности стиля должны стать основным объектом вашего внимания. Главное требование к стилю, конечно,— его единство. Давайте рассмотрим фразу из одного сочинения: «Мне всегда казалось, что в поэзии Лермонтова нашли отражение две существенные стороны его эпохи: мрачная реакция и внутренний протест против нее». Все в этой фразе правильно по содержанию, но она режет слух несовместимостью словесных компонентов. Первая часть фразы написана явно лирическим слогом. Уже одно местоимение «мне» противопоказано той категоричности суждения, которую мы видим во второй части фразы. Да еще и слово «казалось», которое явно требует после себя какой-то недоговоренности, предположительности, чего-то не совсем ясного, что, возможно, и проявится потом, в ходе дальнейших рассуждений. Гораздо естественнее и выдержанее, с точки зрения единства стиля, эта фраза звучала бы так: «Мне всегда казалось, что в поэзии Лермонтова какая- то двойственность: то беспросветное уныние, граничащее с апатией, то, наоборот, жажда бури, жажда борьбы...» Проверьте, всегда ли ваши восклицания, высокие слова, повышенно-экспрессивные фразы соответствуют содержанию. Как курьез приведем фразу из сочинения одной девятиклассницы: «Мы не может не восхищаться тем, с каким хладнокровием Базаров резал лягушек!» Конечно, такие перлы встречаются нечасто, но все же бывает, что мы восторгаемся, восхищаемся довольно простыми и обыденными поступками, а о действительно героическом пишем сухо, казенно. Читаешь иное сочинение и думаешь, человек его писал или... робот? Вот образчик такого бездушного писания: «Мать достала из чемодана листовки и стала бросать их в толпу. Ей хотелось, чтобы люди прочитали правдивые слова ее сына, сказанные им на суде. Жандармы схватили Ниловну и повели, но она не покорялась и говорила им в глаза о том, что нельзя морями крови залить правду». Ну разве так можно? Эпизод, достойный самых высоких и самых восторженных слов, нарисовать так сухо, так безжизненно! Можно привести много отличных сочинений на эту тему. Вот отрывок из одного сочинения: «В этой сцене мать подобна гордому Соколу. Поняв, что гибель близка, она всем сердцем загорелась желанием дать еще один, предсмертный, бой всему старому миру. С каким жаром выхватила она из чемодана листовки с пламенной речью сына и стала кидать их людям, чтобы и они зажглись жаждой «к свободе, к свету»! Жандармы ее толкали, били, но она была сильнее их: она поняла правду жизни. Её теперь можно было убить, но не сломить!». Так что, если видите, что в каком-то месте явно не хватает накала, перестройте фразу, добавьте ещё две-три, какое нибудь сравнение, цитату из стихотворения или песни — словом, поднимите на пьедестал то, чему там законное место. Не забудьте обратить внимание и на неоправданную тавтологию, которая часто появляется как раз при переделках, при новых вставках. Допустим, у вас на одной странице дважды упоминалось имя одного писателя. Вы сделали вставку, в которой это имя тоже употребляется два раза. Получится четыре, а это уже навязчиво. Надо внимательно прочитать получившийся после исправления текст и заменить одно или два повторяющихся слова (по принципу антономазии, о которой говорилось в предыдущей главе). Неплохо при редактировании попытаться избавиться от слишком длинных фраз. Во время писания сочинения об этом не всегда помнится, да и мысль, развиваясь, тянет за собой одно придаточное предложение за другим. Теперь же, редактируя, можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся необязательными. На пути правки подстерегает и еще одна маленькая не-приятность. Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в тексте могут привести к тому, что слова из одних словосочетаний перейдут в другие словосочетания. В связи с этим могут измениться падежные окончания, предлоги, окончания единственного и множественного числа... Поэтому возьмите себе за правило после любого изменения в тексте медленно и выразительно, желательно вслух (на экзамене — тихонько), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги ощутятся вами на слух и смогут быть вовремя исправлены. Когда после всех правок сочинение уже вполне удовлетворяет вас, приступайте к переписыванию набело. Теперь уже можно на первой странице переписать план, а на второй с красной строки начать переписывание и всего сочинения. По-прежнему надо соблюдать все правила оформления рукописи (писать разборчиво, делать абзацы, писать на одной стороне, оставлять достаточные просветы между строчками), так как эти правила нужны не только вам на стадии редактирования, но и проверяющему ваше сочинение. И последнее. Не бойтесь производить небольшие правки даже во время белового переписывания. Бывает, что какие-то стилистические шероховатости, не замеченные при чтении, станут ощутимее при переписывании. Остановитесь на минутку, подумайте, исправьте и... переписывайте дальше. Обновлено: Опубликовал(а): Андрей Д Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|